«Лондон в Петербурге»: история Большеохтинского моста


© Фото: Instagram / @lakatalinka

Строительство переправы через Неву откладывалось десятилетиями, пока не случилась трагедия. А затем мост стал одной из визитных карточек Петербурга.

Большеохтинский мост совсем не похож на другие в Петербурге. Переправу построили в начале прошлого века, когда в моде были массивные конструкции с обилием металла. Поэтому мост соответствовал всем трендам первой четверти XX века.

Мост соединяет центральную часть города с районом, где река Охта впадает в Неву. Его возвели в 1911 году, но планы появились почти за век до этого.

Строительство утвердил еще император Николай I. Необходимые документы он подписал в 1829 году, но проект в то время не реализовали. Вместо моста люди могли перемещаться на лодках.

Затем к вопросу вернулись спустя три десятилетия. Для этой задачи создали «Общество Охтинского, через Неву, моста». Но снова не получилось – по финансовым причинам.

Через четверть века власти приняли решение, что Охтинский пригород необходимо полностью присоединить к городу. В связи с этим строительство моста было неизбежным. В 1887 году начались бюрократические работы в этом плане, но утвердили работы только в самом начале 1900 года.

Фото: nlr.ru
 

Конкурс наконец объявили осенью 1901 года. Участвовать могли архитекторы со всего света. Жюри, в числе которых был Леонтий Бенуа, автор десятков зданий Петербурга, получило 16 заявок из России, США и других стран. Но все они, том числе проект Гюстава Эйфеля, не устроили экспертов.

Читайте также:

Троицкий мост: от Эйфеля до «Алых парусов»

Тем не менее один вариант был утвержден. Проект профессора Григория Кривошеина и военного инженера Владимира Апышкова «Свобода судоходству» не участвовал в конкурсе, но жюри посчитало его лучшим.

По замыслу Кривошеина и Апышкова, разводная часть моста должна была находиться посередине русла Невы. Предполагалось, что устройство будет подниматься за полминуты.

Работы всё никак не начинались, проект нужно было доработать. В 1907 году пароход «Архангельск», который перевозил петербуржцев от Смольного на Охту, затонул с 39 людьми на борту. После этого император Николай II потребовал не затягивать строительство моста.

Строительство моста. Фото: citywalls.ru
 

В 1907 году был принят окончательный вариант проекта. К тому времени было утверждено, что мост будет проходить от Охтинской прорезки (нынешней Тульской улицы) до Малой Охты, а не от Смольного до Большой Охты.

Первый камень заложили 26 июня 1909 года, за день до 200-летия Полтавской битвы. В честь праздника мост решили назвать именем Петра Великого.

Строительство, которым занимался завод «Рудзский и Ко.», продлилось два года. Переправу торжественно открыли в октябре 1911 года. Полностью все работы на мосту завершились в 1913 году.

Боковые пролеты моста были самыми длинными в Петербурге на тот момент. Высокие башни, выполненные в виде своеобразных маяков, было видно из многих частей города.

Внешне Большеохтинский мост частично напоминает Тауэрский мост в Лондоне, построенный в конце XIX века. Петербургская переправа «играла» своего британского собрата в советском сериале «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

Открытие моста. Фото: Карл Булла / citywalls.ru
 

Появление моста создало новые возможности для жизни города. Постоянная связь с Охтой превратила полупригородный район в быстроразвивающуюся часть Петербурга.

Через шесть лет после открытия переправа сменила названия. Большевики не могли сохранить ей имя Петра Первого, поэтому прозвали мост Большеохтенским. Буква «и» в названии в соответствии с новыми правилами русского языка появилась через 40 лет.

Мост построили «на совесть», поэтому его не ремонтировали до 1970-х годов. Первую реконструкцию провели в следующем десятилетии, когда на набережных переделали транспортные развязки.

Разводной пролет и остальные механизмы восстанавливали в середине 90-х. Тогда же вернули надпись «Мостъ императора Петра Великаго». Но название переправы решили не менять.

Фото: citywalls.ru
 

В новом тысячелетии произошло несколько событий, изменивших жизнь моста. В 2000 году на переправе появилась новая художественная подсветка. В середине того же десятилетия трамваи перестали ходить через мост. Рельсы убрали спустя пять лет.

В 2015 году был проведен эксперимент – центральная из пяти полос моста стала реверсивной. В определенное время она позволяет ехать в центр или в Красногвардейский район. Идея оказалась удачной и позволила разгрузить дороги Петербурга. На постоянной основе реверсивную полосу запустили в конце 2017 года.

Кстати, существует легенда, что одна из заклепок на арках моста сделана из золота. Никто так её и не нашел, но любители городских мифов объясняют это тем, что деталь специально покрыли обычным металлом, чтобы скрыть её от лишних глаз.

Фото: Instagram / @lili_ya_astro, @y.olkhovskaya
 
По теме
Все новости из рубрики «История Петербурга»

перейти на полную версию сайта
© Создано ОАО Spbnews, 2003-2019