Канал, бульвар и яма на месте «Галереи»: факты о Лиговском проспекте


© Фото: Instagram / @aleledov

Раньше Лиговский проспект был каналом, а ещё недавно посреди него было много деревьев. По старым фотографиям известную магистраль даже не узнаешь.

Канал вместо дороги

 

Среди старейших каналов Петербурга – Лиговский канал. Ещё три века назад он протекал до современной улицы Некрасова от реки Дудергофки.

За ненадобностью, когда канал начал приходить в запустение, его начали засыпать. Верхний отрезок, до Обводного канала, исчез к началу 1890-х годов. Следующую часть, до Московского проспекта, засыпали в 1926 году.

Затем канал сократили во второй половине 1960-х годов. Он стал протекать лишь до Краснопутиловской улицы. Существует канал и по сей день.

Лиговский канал в районе Знаменской церкви, предположительно 1858 год. Фото: hermitagemuseum.org
 

Гопники

 

Существует давняя легенда, согласно которой Лиговский проспект был местом появления гопников, то есть малообразованных молодых людей без моральных ценностей и с низким социальным статусом. Название якобы происходит от Государственного общества призора (то есть ГОП), которое находилось на месте нынешней гостиницы «Октябрьская».

В этом учреждении занимались беспризорными детьми, которых ловили за правонарушения и мелкие преступления. Уже после революции ГОП превратилось в Государственное общежитие пролетариата – смысл и аббревиатура остались прежними.

Но есть и другая версия происхождения слова гопник. Согласно словарю Даля, гоп- скачок, прыжок или удар, чем и занимались уличные разбойники.

В любом случае Лиговский проспект на рубеже XIX-XX веков был довольно преступным местом. Дурная слава закрепилась за ним на многие годы.

Конец 1910-х – первая половина 1910-х годов. Фото: meshok.net
 

Трамваи

 

Одна из первых трамвайных сетей Петербурга появилась на Лиговском канале. Пути проложили ещё в середине 1910-х годов. А до этого на магистрали существовала линия паровика, то есть парового трамвая – такой вид транспорта распространения не получил.

Трамвайная сеть на проспекте значительно сократилась в 2007 году. Тогда убрали пути на участке от Кузнечной улицы до 2-й Советской улицы. Сейчас рядом с домом Перцова трамваи поворачивают по направлению к улице Марата.

1920-е годы. Фото: В. Пресняков / babs71.livejournal.com
 

Знаменская церковь

 

История Знаменской церкви велась со второй половины 1760-х годов. Изначально она была деревянной, а каменное здание построили к 1804 году.

Церковь называлась в честь иконы Божией Матери «Знамение». Святыня дала имя нескольким объектам по соседству: улице, площади (которым после Октябрьской революции дали название Восстания) и мосту (ныне утраченному).

Читайте также:

Пожелание Елизаветы Петровны и помощь бедным: утраченная Знаменская церковь

При Знаменской церкви со второй половины 1860-х годов существовало благотворительное общество для помощи бедным. Там работала и богадельня, а позднее открылся приют, церковно-приходская школа и школа грамоты.

Всё изменилось, как это часто происходило в истории Петербурга, с падением Российской империи. Церковь хотели закрыть ещё в начале 1930-х годов, но сделать это удалось только в 1938 году.

1932 год. Фото: ГАКФФД СПб / pastvu.com
 

«Площадь Восстания»

 

Церковь снесли в начале 1940-х годов, чтобы на её месте построить станцию метро «Площадь Восстания». Она была одной из первых в Петербурге.

Открыть станцию планировали ещё в 1942 году в составе первой очереди, от Автово до Бабурина переулка (современная улица Смолячкова, где находится «Выборгская»). Замысел реализовать не удалось из-за начавшейся в июне 1941 года Великой Отечественной войны.

Блокада Ленинграда и боевые действия отложили запуск метро в Северной столице почти на полтора десятилетия. «Площадь Восстания», как и другие станции от «Автово» до неё, открыли 15 ноября 1955 года.

Второй вестибюль, расположенный в Московском вокзале, начал работать в августе 1960 года. С тех пор петербуржцам приходится уточнять, на каком выходе с «Площади Восстания» они хотят встретиться.

 

 1955 год. Фото: vk.com/id2022047
 

Зелень

 

Совсем недавно, ещё в первой половине 2000-х годов, выделенная полоса для движения трамваев была украшена деревьями. Да и на самом проспекте растений было больше.

В прошлом зелени было много и на площади Восстания перед Московским вокзалом, но сквер убрали к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне, когда там устанавливали обелиск городу-герою Ленинграду.

Деревья из сквера по самому Лиговскому проспекту срубили в 2007 году, когда важную для города магистраль ремонтировали. Сейчас петербуржцам, скучающим по зелени в этой части города, остаётся лишь смотреть на фотографии из прошлого.

1970 год. Фото: Hans Oerlemans / vk.com/latky
 

Яма

 

В 2010 году напротив Московского вокзала на Лиговском проспекте открыли торгово-развлекательный центр «Галерея». Один из самых известных комплексов Петербурга мог и не появиться на этом месте.

Ещё в конце 1990-х годов дома на месте нынешнего ТРЦ снесли, чтобы возвести вокзал для скоростных поездов. Историки при этом утверждают, что особой ценности старые дома не несли. В них располагались пирожковая, магазины, культурный центр.

Пустое место долгое время в народе называли ямой. Но, вопреки планам, новую часть вокзала так и не построили. Сейчас «Сапсаны» и «Ласточки» прибывают на отдельные пути Московского вокзала.

1996 год. Фото: pastvu.com
По теме
Все новости из рубрики «История Петербурга»

перейти на полную версию сайта
© Создано ОАО Spbnews, 2003-2020