5 фактов об автокластере Петербурга


© Фото: politika-dzr.ru

Санкт-Петербург.ру собрал основные факты о пяти автогигантах - Hyundai, Toyota, Nissan, GM и Ford Sollers, имеющих свои производства в Северной столице.

В ожидании звезды Mercedes

Российское инвестиционное агентство в начале апреля заявило, что соглашение с Daimler AG о сборке в Петербурге сразу пяти моделей "мерседесов" практически подписано. Официальное подписание, предполагали эксперты, состоится на ПМЭФ-2015. Однако долгожданное событие так и не состоялось. После локализации сборки автоконцерна Daimler AG в Петербурге наш город мог бы претендовать на звание одного из крупнейших европейских автокластеров.

Восточные мотивы

Сегодня в Петербурге свои сборочные производства имеют четыре мировых автогиганта - Hyundai, Toyota, Nissan и GM. Пятый, Ford Sollers, расположен во Всеволожске Ленинградской области. Формально в другом регионе, но географически его тоже можно считать петербургским. К слову сказать, мировая столица автомобилестроения середины прошлого века, американский город Детройт, располагал всего тремя заводами - Ford, General Motors и Chrysler.

Строительство завода Toyota в промышленной зоне Шушары в Петербурге началось  14 июня 2005 года. Торжественная церемония открытия состоялась 21 декабря 2007 года. В тот же день на предприятии было запущено производство седана бизнес-класса Toyota Camry. Общий объем инвестиций  16 млрд рублей. На сегодняшний день на заводе работает порядка 800 человек.

«Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» (Hyundai Motor Manufacturing Rus) – шестой зарубежный завод Hyundai Motor Company в мире и первое промышленное предприятие компании в России. Инвестиции в его строительство и дальнейшее развитие составили более 600 млн долларов. «ХММР» - единственный завод с полным производственным циклом среди иностранных автопроизводителей в России. Технологический процесс завода включает в себя штамповку крупных кузовных панелей, сварку, окраску кузова и сборку готового автомобиля. В 2012 году завод вышел на полную производственную мощность, которая составляет 200 000 автомобилей в год. Завод «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» работает в три производственные смены, на предприятии занято более 2200 сотрудников.

На открытии завода Nissan, которое состоялось 2 июня 2009 года, присутствовал Владимир Путин и президент компании Nissan Карлос Гон. Первой машиной, которая сошла с конвейера запущенного завода, стала Nissan Teana. Строительство автозавода Nissan  было начато в июле 2007 года. Инвестиции в проект по  созданию производства полного сборочного цикла (включая сварку, окраску и сборку кузовов автомобилей) составили 200 млн долларов. На заводе трудится около 750 человек.

Создание автосборочного предприятия General Motors в Шушарах под Санкт-Петербургом началось в июне 2007 года, а открытие в ноябре 2011-го пришлось ровно на пик мирового финансового кризиса. Инвестиции в строительство составили 300 млн долларов. На первом этапе завод выпускал Chevrolet Captiva и Opel Antara, затем началось производство Chevrolet Cruze. Изначально производительная мощность завода была запланирована на уровне 30 тыс. автомобилей в год с дальнейшим увеличением до 100 тясяч. Однако очередной кризис помешал планам и сегодня завод приостановил работу и объявил о консервации производства на неопределенный срок. В марте рабочие завода даже пикетировали Смольный, требуя от властей вмешательства в процесс сокращения рабочих мест.

«Старшие братья»

Производством легковых автомобилей Петербург не ограничивается. В городе существует завод по производству грузовиков Sсania. Компания «Скания – Питер» открыла в Шушарах завод по производству грузовых автомобилей 17 ноября 2010 года и стала первой иностранной компанией, приступившей к полномасштабному производству грузовой коммерческой техники в северо-западном регионе России. Открытие завода совпало со 100-летием поставки первого автомобиля Sсania в Россию. А в 2013 году автокластер пополнился еще одним производителем. В Санкт-Петербурге было открыто производство компании МАН. Объем инвестиций составил 25 млн евро. В настоящее время в планах почти всех компаний расширение и увеличение  объемов выпуска автомобилей. Кроме того, в деловые круги регулярно попадают утечки о планах строительства в Петербурге грузового производства автомобилей Volvo.

Драйвер промышленного производства

Совокупная мощность действующих автосборочных производств, расположенных в Санкт-Петербурге, составляет почти 400 тысяч автомобилей в год. На предприятиях занято более 8 тысяч человек. Всего на четырех автомобильных заводах Санкт-Петербурга, производящих легковые автомобили, выпускается 11 моделей автомобилей: Chevrolet Cruze, Opel Astra, Chevrolet Trailblazer, Nissan Teana, Nissan X-Trail, Nissan Murano, Infiniti FX, Infiniti M, Toyota Camry, Hyundai Solaris, Kia Rio. Пять из них - Solaris, Rio, Cruze, Astra и Camry  - входят в топ-25 наиболее продаваемых моделей автомобилей в России. Почти все действующие автопроизводства планируют существенный объем  инвестиций в расширение. Сейчас он оценивается в размере более 26 млрд рублей. Одновременно с реализацией планов по расширению действующих производств, предприятия продолжают работу по повышению уровня их локализации (на сегодняшний день наибольший уровень локализации у завода компании Hyundai, который составляет 47%).

Кумулятивный эффект

В настоящее время вместе с реализацией планов по расширению и увеличению своих мощностей автомобильные заводы решают вопросы подготовки  и переподготовки кадров как для самих заводов, так и для смежных производств. По просьбе автопроизводителей в городе организованы два центра по подготовке специалистов для автомобильных предприятий. Кроме того, автомобильные заводы являются своеобразным магнитом для развития вокруг них производств автокомплектующих, то есть содействуют созданию и развитию в Санкт-Петербурге производств и предприятий, выпускающих автокомпоненты, узлы и агрегаты, а также материалы и комплектующие для автомобильной промышленности. На сегодня таких предприятий крупных, средних и малых, уже более 50 и в дальнейшем их количество и значимость будут только возрастать. Общеизвестно, что  автомобильная промышленность развивается тогда и только тогда, когда страна производит автокомпоненты, поскольку производство автокомпонентов технологически существенно более продвинутое, кооперационно - более сложное, в объемах производства автомобиля составляет максимальную долю. В последние 20 лет в мире наблюдается общая тенденция - увеличение стоимости самого автомобиля за счет инновационных комплектующих.

Все новости из рубрики «как Это сделано»

перейти на полную версию сайта
© Создано ОАО Spbnews, 2003-2024