Маршрут в объезд здравого смысла, или может ли врать «Яндекс»


© Фото: flickr.com

Слухи о сговоре «Яндекса» со столичным центром организации дорожного движения для ликвидации пробок не прекращаются. Сотрудничает ли компания с госорганами, отвечающими за организацию дорожного движения, и можно ли доверять «Яндекс.Навигатору», разбирался «Санкт-Петербург.ру».

«ЦОДД (Центр организации дорожного движения – прим. ред.) и «Яндекс» заключили соглашение, по которому приложение «Яндекс.Карты» («Яндекс.Навигатор» тоже) отправляет водителей не по самому быстрому маршруту, а по оптимальному маршруту для предотвращения пробок в Москве. Социально ответственным – «Яндекс», опаздывающим – все остальное». Такое сообщение появилось в Telegram-канале «Менеджер какой-то фирмы». Пользователи соцсетей подхватили информацию и стали оставлять свои отзывы и подтверждения тому, что сервис «Яндекс.Навигатор» отправляет водителей не в обход пробок, а по разным улицам столицы для разгрузки основных магистралей.

«По моей статистике, при отклонениях от предложенного маршрута приезжаешь быстрее. Разница может составлять 15 минут на час пути. Кто там с кем договорился – без понятия, но вот так», – рассказал Pavel Sinyakov. С ним молча согласились еще пять пользователей.  

«Да я уже давно заметил, что маршрут ложится не самый удобный, а для разгрузки пробок. Иногда гораздо быстрее постоять 10 лишних минут, чем делать круг в 20 минут», – согласился Николай Мишкин.

«Очень часто бывает – едешь дорогой, которую знаешь, и навигатор тут же показывает меньшее время, но сам его не предлагает. Знайте дороги, по которым ездите! Навигатор лишь справочная информация!» – заметил Геннадий Грушко.

«Яндекс» в последние два года, такими путями водит, что невольно подумаешь, а не в заговоре ли он с почти русскими таксистами», – делится подозрениями Владимир Брянцев. 

«То есть я теперь за такси, у которого счетчик по времени, должна платить больше, потому что, видите ли, «Яндекс» и ЦОДД договорились?» – удивляется Наталия Смирнова.

«По-моему, они давно это делают. На знакомых маршрутах я давно включаю «Яндекс.Навигатор» только для контроля скорости и камер», – поделился своим опытом взаимодействия с системой «Яндекс» Mike Voloshin.

«Яндекс» заявляет, что новость о сотрудничестве с ЦОДД фейковая, и вообще отрицает существование соглашений с кем бы то ни было. В комментариях к постам в социальных сетях представители компании утверждают, что, как и раньше, предлагают водителям самый быстрый маршрут, который «складывается из трафика, погоды, личной кармы и массы других, не зависящих от нас вещей».

Фото: pixabay.com
 

На официальный запрос «Санкт-Петербург.ру», отчего зависит маршрут в навигаторе, сотрудник «Яндекса» ответил, сославшись на процессы человеческого бессознательного: «Любишь русский рэп или нет, вежливый ты человек или не очень, заплатил ты налоги или нет и много других факторов. А еще у «скорпионов» маршруты быстрее, а у брюнетов меньше пробок по пути».

За более серьезной информацией и журналистов, и водителей отправляют в Q&A «Как устроен «Яндекс.Навигатор», общий смысл которого сводится все к тому же: «Яндекс» выстраивает оптимальные маршруты независимо, а если вам кажется, что навигатор предложил странный маршрут, – перекреститесь и доверьтесь искусственному интеллекту. «Ситуация на дорогах меняется хаотично, особенно в часы пик, поэтому иногда пробки на пути возникают неожиданно», – так руководитель сервиса «Яндекс.Навигатор» Михаил Высоковский объясняет возможные ошибки сервиса.

«Люди всегда додумывают, когда у них нет информации. Сведения в навигационной системе «Яндекс» обрабатываются не мгновенно, а с некоторой задержкой во времени. Данные могут устареть на две-три минуты. Иногда система может переправить водителя туда, где сейчас уже пробка. А пользователи додумывают, стоя в пробке, что «Яндекс» продает маршрут рекламодателям», – заметил председатель Общественного движения TAXI 2018 Станислав Швагерус.

«Яндекс» обвиняют не только в построении маршрутов в угоду городских служб, но также в работе в интересах рекламодателей, которые располагают свою «наружку» – щиты и билборды – у дорог. В результате водители вынуждены простаивать в дорожной пробке рядом с рекламным щитом.

«Конечно, они – «Яндекс» и городские дорожные службы – сотрудничают, иначе как «Яндекс» будет знать о перекрытии дорог, об изменениях одностороннего движения, о том, где появился новый знак или ведутся дорожные работы. «Яндекс» работает и с рекламодателями – это тоже понятно. Но вряд ли он стоит маршруты по местам расположения наружной рекламы. Дело в том, что за содержание рекламных щитов отвечают рекламные агентства, которые этими щитами и владеют. Я не думаю, что они делятся информацией с «Яндексом». Ведь «Яндекс» – их конкурент: рекламодателей он тянет на себя и, по-моему, наружной рекламой не занимается», – поделился мнением руководитель пресс-службы Всероссийского общества автомобилистов Георгий Красавцев.

Он заметил, что в навигационных настройках водитель сам может выбрать варианты маршрутов: кратчайший, оптимальный или самый быстрый маршрут. Но Красавцев обратил внимание на неточность в самих картах. «К примеру, на Литейном проспекте в Петербурге в большинстве своем можно везде без нарушения правил дорожного движения спокойно развернуться, но прописать это на карте практически невозможно. А так как поворота налево там нет до перекрестков, любой навигатор вас поведет до последнего перекрестка, где есть возможность повернуть. В итоге получится крюк. Все, кто пользуются навигаторами, знают это. А то, что таксисты специально используют такие неточности для увеличения километража, так это вопрос к таксистам, а не к «Яндексу», – убежден Георгий Красавцев.

Фото: pexels.com
 

«Замечал несколько раз странные предложения маршрута по питерскому ЗСД при наличии альтернативных бесплатных маршрутов. Продажность владельца-управленца «Яндекс.Навигатора» стала для меня очевидной, когда мне было предложено ехать по ЗСД и северному полукольцу КАД 41 км за 1 час 10 минут. Удалил навигатор, проехал через город за 50 минут!» – поделился своим разочарованием водитель Андрей на сайте «Отзовик». 

В «Яндексе» на это отвечают категорично: если навигатор предложил платный маршрут – значит, он оптимальный. При этом в первую очередь водителю будут предложены бесплатные маршруты, если они есть. И добавляют: с 22 декабря 2017 года в «Яндекс.Навигаторе» в настройках появилась возможность полностью отказаться от маршрутов по платным дорогам.

В Нижнем Новгороде «Яндекс» обвиняют в работе на застройщика. «Яндекс.Карты» нарисовали еще не построенный объект в зеленой зоне в центре города. Нижегородцы выступают против застройки древнего зеленого холма. Увидев на карте выросший жилой комплекс, местные жители обратились к «Яндексу» за разъяснениями и получили удивительный ответ: «По имеющимся у нас данным, разрешение на строительство получено, и уже ведутся подготовительные работы». Горожанам лишь остается задаваться вопросами. Зачем независимая компания получает данные о еще не существующем объекте и наносит его на реальную карту? И почему «Яндекс» получает сведения о застройке раньше горожан и, похоже, самого застройщика: на последнем круглом столе в декабре прошлого года стройкомпания сообщила, что разрешения на строительство пока не имеет, а жилой комплекс, по словам пользователей, обозначен на картах уже полгода.

Начальник ситуационного центра столичного ЦОДД Александр Евсин в одном из интервью прямо сообщает, что большая часть легальных такси передают в Центр информацию о своем передвижении. Зачем? Возможно, для реализации главной миссии ведомства – перераспределения загруженных магистралей. Но как это сделать ЦОДД, когда у него даже нет своего навигатора? Как сообщили «Санкт-Петербург.ру» в ведомстве, вопрос о появлении собственной навигационной системы еще только прорабатывается. Пока в распоряжении ЦОДД имеется множество электронных табло, которые информируют водителей о состоянии дорожной ситуации. Помогают регулировать дорожную ситуацию в столице и «умные» светофоры, которые при необходимости увеличивают или уменьшают фазы на перекрестках.

В ЦОДД считают, что обладают большим количеством данных, чем «Яндекс». У организации много автоматизированных и радиолокационных детекторов. Это все помогает строить действительно актуальную картину происходящего на дорогах столицы.

Фото: pixabay.com
 

Столичный ЦОДД, в отличие от «Яндекса», не стал полностью отрицать сотрудничества с компанией: организации обмениваются данными о дорожном движении. Правда ЦОДД уточнил, что передает компании данные об ограничениях, перекрытиях движения и о движении наземного пассажирского транспорта для программы «Яндекс.Транспорт». На вопрос о каких-либо договоренностях для оптимизации дорожного движения с компанией «Яндекс» ЦОДД ответил отрицательно. Представители ЦОДД сообщили «Санкт-Петербург.ру», что неоднократно говорили о готовности на бесплатной основе предоставлять данные любым компаниям, которые попросят. Например, руководство навигационной системы Google к ЦОДД за данными пока не обращалось.

Дирекция по организации дорожного движения Северной столицы также не стала скрывать от «Санкт-Петербург.ру» существование между ними и «Яндексом» действующего договора о некоммерческом информационном взаимодействии. В организации пояснили, что круглосуточно поступающие данные от «Яндекса» помогают регулировать им перекрестки города.

Замдиректора по научной работе Института проблем транспорта РАН Владимир Комашинский скептично отнесся ко всей современной навигационной системе. По его мнению, точные навигационные данные могут быть лишь в том случае, если в городе появится Интеллектуальная мультимодальная транспортная система (ИМТС). Именно она должна собирать информацию обо всех транспортных потоках, о погодных условиях и о множестве других факторов, влияющих на движение. Только такие точные данные должны поступать к пользователям.

«В Европе уже четвертое-пятое поколение ИМТС. Сведения этой системы помогают в разы снизить смертность на дорогах. В существующем навигаторе нельзя с точностью заказать, к примеру, действительно «самый быстрый» маршрут, потому как нет у навигатора полных данных», – считает Комашинский.

Интеллектуально-транспортная система, которая помогла бы сформировать единое транспортное пространство в России, пока находится в разработке. 

Все новости из рубрики «Отзывы»

перейти на полную версию сайта
© Создано ОАО Spbnews, 2003-2018