"Были видны пламя и искры": в Подмосковье 71 человек погиб при крушении Ан-148


© Фото: Межгосударственный авиационный комитет

Каковы предварительные причины трагедии, что говорят очевидцы, что ждет самолеты Ан-148 и как предотвратить подобные трагедии.

Самолет Ан-148 «Саратовских авиалиний» разбился 11 февраля в Подмосковье спустя несколько минут после вылета из Домодедово в Орск. На борту находились 65 пассажиров и 6 членов экипажа, все они погибли.

Следственный комитет возбудил дело о нарушении правил эксплуатации воздушного транспорта, рассматриваются все версии, от погодных условий до человеческого фактора и технического состояния самолета. Уже обнаружены два черных ящика. А пока продолжается расследование, «Санкт-Петербург.ру» разобрался в тонкостях и странностях этой аварии, а заодно вспомнил и другие, которые происходили в новейшей истории России.

Прерванный полет

 

Ан-148 вылетел из Домодедово в Орск в 14:24, а спустя несколько минут пропал с радаров. Борт и так задержался, с опозданием получив разрешение на взлет: рейс 6W703 Москва – Орск должен был вылететь по расписанию в 14:00, пишет «Коммерсант». События развивались настолько стремительно, что экипаж судна не успел сообщить диспетчерам о каких-либо проблемах. Последние вызывали борт 703, но не получали ответа. Вскоре обломки самолета нашли в районе деревни Степаново, разбросанные в радиусе километра.

В суматохе первых сообщений о катастрофе мелькали разные версии. Одной из первых стало столкновение с вертолетом «Почты России»: ее выдвигали источники «Ленты.ру» и «Интерфакса». На месте крушения нашли почтовую корреспонденцию. «Почта России» сразу же опровергла свою причастность к случившемуся: в компании утверждали, что не используют вертолеты, а найденные конверты – это содержимое мешка, в котором были рекламные листовки одного из банков, а вовсе не письма или посылки, передает ТАСС.

Фото: Станислав Красильников / ТАСС
 

Есть несостыковки в рассказах очевидцев. Некоторые из них видели, как сперва «что-то взорвалось под крылом, и оно загорелось», а затем «была еще одна вспышка и самолет резко упал вниз», передает Telegram-канал Mash. Сложно судить, насколько было возможно увидеть взрыв: Ан-148 перед потерей сигнала за минуту снизился с 1900 до 975 метров, а в Подмосковье 11 февраля небо было сплошь затянуто облаками на высоте 800 метров, передает «Медуза» со ссылкой на данные сервиса flightrada24.

Другие источники в эфире телеканала «Россия-24» сообщили о мощном хлопке, который предшествовал крушению самолета, передает «Интерфакс». «Чуть ли не до того, что стекла повыпадали», – приводятся слова одного из свидетелей. Другой очевидец сообщил, что он не видел целого самолета, только «уже куски в воздухе». По одним данным, самолет при падении горел, «были видны искры и пламя». По другим, «огня не было, был виден только дым».

Следствие установило, что самолет разрушился не в воздухе, а при ударе о землю, передает ТАСС. Соответственно версия теракта на борту не кажется вероятной, хотя следователи рассматривают и ее в числе возможных, сообщает РБК со ссылкой на источник. Собеседник агентства заметил, что эксперты-взрывотехники провели экспресс-анализ части обломков самолета и не нашли на них микрочастицы взрывчатого вещества.

Против разрушения самолета в воздухе свидетельствует и появившаяся в сети запись камер видеонаблюдения: на видео видно, как лайнер взрывается при падении, очаг находится на земле, до этого горящей машины на экране не видно. На месте крушения чувствовался сильный запах керосина, передавал «Интерфакс» со ссылкой на оперативный штаб на месте ЧС. Возможно, баки с горючим взорвались при столкновении с землей.

Видео: YouTube / ВЕСТИ СЛАВЯН
 

Однако некоторые эксперты большой разброс мелких обломков судна считают указанием на то, что самолет начал разрушаться в воздухе. «Скорее всего, это либо столкновение с чем-то, либо взрыв», — заявил РБК заслуженный пилот России, бывший летный директор «Внуковских авиалиний» Юрий Сытник, посоветовав не сбрасывать версию теракта со счетов.

Есть еще одна странность в поведении самолета перед падением, передает «Коммерсант»: лайнер, набрав высоту около 1800 м при скорости 600 км/ч вдруг резко «нырнул» вниз, до 1500 м, затем набрал прежнюю высоту и сразу рухнул на землю. Диспетчеры видели его на экранах в последний раз в 14:28 на высоте около 900 метров.

Сейчас найдены оба черных ящика Ан-148 – и голосовой самописец, и параметрический. Что все-таки произошло на борту самолета, как именно он разрушился и из-за чего, станет ясно после их изучения.

Проблемы «Саратовских авиалиний»

 

Для «Саратовских авиалиний» это первая крупная авиакатастрофа с участием их самолета. Одноименное ОАО было создано в 1994 году, передает «Коммерсант», компания ведет свою историю с 1931 года, когда в Саратове была создана база сельскохозяйственной авиации. В 2011 году «Аэрофлот» продал 51% акций компании частным инвесторам, сейчас она принадлежит компаниям, подконтрольным экс-главе Аркадию Евстафьеву. Он возглавлял ранее «Мосэнерго» и покинул пост после критики Владимира Путина в 2005 году: тода после энергоаварии на подстанции Чагино без света осталась вся Москва.

Авиакомпания выполняет внутренние и международные чартерные и регулярные рейсы. За 2017 год она перевезла более 796 тыс. пассажиров, увеличив за год пассажиропоток на 58%. Из них подавляющее большинство – около 750 тыс. человек – пользовались внутренними рейсами. Среди воздушных судов авиапарка – Ан-148-100B, Embraer E195 и Як-42Д.

Фото: Юрий Стрелец / Коммерсант
 

Евстафьева и гендиректора авиакомпании Алексея Вахромеева допрашивают следователи, пишут «Известия». Подробности пока не сообщаются. В офисе авиакомпании проводятся обыски, сообщила официальный представитель СК РФ Светлана Петренко: следователи изымают документы. В аэропортах изымают документацию по обслуживанию и техническому осмотру упавшего Ан-148, по медицинскому осмотру членов экипажа, уже изъяты образцы топлива, файлы радиообмена диспетчеров и командира воздушного судна, файлы системы слежения за воздушным судном на земле и в воздухе, электронные записи показателей радара полета судна. Внеплановую проверку «Саратовских авиалиний» проведут Ространснадзор и Росавиа. Вместо авиакомпании полеты из Москвы в Орск выполняет другой перевозчик – «Ижавиа», передают «Известия».

Рухнувшим самолетом управлял опытный пилот, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на пресс-службу «Саратовских авиалиний». Валерий Губанов имел в общей сложности 5 тыс. часов налета, из которых 2800 – на Ан-148. Перед вылетом командир самолета отказался от обработки борта противообледенительной жидкостью, пишет RNS. Отказ от подобной обработки признали причиной крушения ATR 72-201 авиакомпании UTair в апреле 2012 года: тогда самолет упал сразу после вылета из Тюмени.

«Саратовские авиалинии» временно отказались от самолетов Ан-148. Всего в авиапарке шесть таких самолетов, передает РИА «Новости». Разбившийся поступил в авиапарк в феврале 2017 года. К его техническому состоянию претензий не было, утверждают в компании. Но и здесь есть свои тонкости.

Чудо украинской техники

 

Ан-148 был разработан на АНТК имени Антонова на Украине, в России его производством занимаются на Воронежском самолетостроительном обществе. Впервые в небо он поднялся в 2004 году, через пять лет на нем начали выполнять в 2009-м. Длина самолета чуть более 29 метров, высота – 8 метров, размах крыла – почти 29 метров. Взлетный вес самолета модификации АН-148-100В – 41,55 тонн, крейсерская скорость – 800-870 км/ч, а практический потолок – 12,2 км. С 75 пассажирами на борту такой самолет может пролететь 3,5 тыс. километров.

В мире эксплуатируются 44 Ан-148 разных модификаций: на Украине, в России и в Северной Корее. Пять из них в России побывали в серьезных инцидентах, два из которых закончились трагедией.

В 2010 году Ан-148 компании «Россия», вылетевший из Москвы в Петербург, столкнулся со сбоем в системе управления. Из-за короткого замыкания отказал один из каналов управления, и самолет пикировал. Стараниями пилотов самолет восстановил управляемость и благополучно приземлился в Пулково. Спустя два года у того же самого Ан колесо отлетело от шасси во время отрыва от взлетно-посадочной полосы в Берлине.

Сразу два инцидента с участием Ан-148 произошли за месяц. Сначала у самолета «Саратовских авиалинии», выполнявшего рейс Киров – Симферополь, отказал правый двигатель из-за падения давления масла, и судно село в Саратове. Затем у судна авиакомпании «Ангара» при полете из Талакана в Иркутск загорелся правый двигатель. Тогда самолет вынужденно сел на аэродроме вылета, обошлось без потерпевших.

В 2011 году самолет Ан-148 разбился во время учебно-тренировочного полета перед передачей заказчику. Экипаж при отработке экстренного снижения превысил скорость на 110 км/ч выше максимально допустимой из-за своих несвоевременных действий, что привело к низкочастотным колебаниям, перегрузкам и, как итог, разрушению самолета в воздухе. В трагедии погибли шесть членов экипажа – четверо россиян и двое граждан Мьянмы.

Фото: Александр Глуз / Комсомольская правда
 

Разбившийся 11 февраля в Подмосковье Ан-148 имел регистрационный номер RA-61704. Самолет не выработал и четверти своего ресурса, передает «Интерфакс» со ссылкой на Объединенную авиастроительную корпорацию.

«Проектный ресурс на Ан-148 составляет 30 лет эксплуатации, 80 тыс. летных часов, 40 тыс. полетов. Налет разбившегося борта составлял немногим более 16 тыс. часов, на 1 февраля 2018 года он совершил 8 тыс. 348 посадок, то есть менее 25% ресурса», – пояснил собеседник агентства.

Этот борт был изготовлен в 2010 году и в этом же году передан в эксплуатацию, техническое обслуживание самолета находилось в ведении авиакомпаний-эксплуатантов. В «Саратовских авиалиниях» утверждали, что к техсостоянию самолета претензий не было. Но самолет эксплуатировали с нарушениями, пишет «Московский комсомолец» со ссылкой на источник в Ространснадзоре: масло в редуторах менялось в два раза реже, чем положено, несвоевременно промывался и фильтр воздушного стартера. Согласно программе техобслуживания, это нужно делать раз в 375 летних часов. На Ан-148 эта периодичность достигала 750 часов.

Что делать

 

Версий катастрофы множество, окончательные причины будут известны только после расследования, самолеты тем временем в России продолжают падать каждый год. С 1991 года единственным годом без авиакатастроф оказался 1998-й. Крупнейшие трагедии произошли в 2001 году в Иркутске и Новороссийске, в 2006 году возле Сочи, снова Иркутска и Донецка, в 2008-м в Перми, в 2013-м в Казани, в 2016-м – в Ростове-на-Дону, в 2017-м – над Черным морем. В каждой из этих катастроф погибли десятки и сотни людей.

Как уменьшить печальную статистику, пока неясно. После катастрофы в Подмосковье в России могут приостановить эксплуатацию Ан-148, передает РИА «Новости» со ссылкой на министра транспорта Максима Соколова. По его словам, решение примут по дополнительно по согласованию с Росавиацией и Ространснадзором. В Госдуме считают, что ужесточать нормы предполетного контроля самолета после трагедии не надо.

«Каких-то особых предпосылок для этого не было, потому что у нас же не каждый день самолеты падают. Это машины бьются каждый день. Поэтому здесь, если какие-то были допущены вещи технологические, так, скажем, какая-то служба не сработала, надо конкретно с ними разбираться: почему это произошло, что за сбой, является ли он системным или что-то случилось, зависящее от конкретного человека», – приводит РИА «Новости» слова члена комитета Госдумы по транспорту и строительству Александра Васильева.

Схожее мнение высказывают в Совфеде, передает РИА «Новости». Замглавы комитета по экономической политике Валерий Васильев заявил, что сенаторы готовы участвовать в работе по анализу причин авиакатастрофы. По его словам, только после этого можно будет говорить о возможных мерах для предотвращения подобных трагедий.

«Пока не выявлены причины (авиакатастрофы), говорить об ужесточении законодательства и других мерах преждевременно. Сейчас главное, чтобы люди – родные и близкие – получили достойную помощь и поддержку», – считает сенатор.

Разговоры об ужесточении законодательства звучали и раньше, в частности, в 2015 году после трагедии с гидропланом Cessna 206 на Истринском водохранилище. Тогда при столкновении с вертолетом Robinson 44 погибли шесть взрослых и трое детей. Росавиация предложила внести поправки в КоАП, ужесточив ответственность нарушения при использовании воздушного пространства. Гидроплан не имел сертификата летной годности, а пилот не получал свидетельства пилота гражданской авиации. В ведомстве предлагали увеличить штрафы за соответствующие нарушения для граждан — до 3 млн рублей, для должностных лиц — до 7 млн рублей, для юридических лиц — до 12 млн рублей. Штрафы в итоге остались прежними: до 5 тыс. рублей для физических, до 30 тыс. для должностных и до 350 тыс. рублей для юридических лиц или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В 2016 году разговоры об ужесточении законов вспыхнули с новой силой после крушения Як-42 под Ярославлем с основным составом хоккейной команды «Локомотив» на борту. Тогда власти России решили радикально сократить число авиакомпаний. Лицензий лишились несколько десятков небольших авиакомпаний. Стоит заметить, что после 2011 года в России произошло не более пяти катастроф гражданских авиаперевозок, жертвами которых единоразово стали десятки человек.

Фото: Ирина Бужор / Коммерсант
 

А пока продолжается расследование катастрофы, в которых погиб 71 человек. Спасатели нашли почти 800 фрагментов тел и 440 – обломков самолета. Чтобы опознать жертв, проводятся генетические экспертизы. Самой младшей пассажирке было пять лет, среди находившихся на борту было пятеро жителей Петербурга и Ленобласти, среди которых – ветеран авиации, преподаватель СПбГУГА Борис Кармалеев.

Все находившиеся на борту были застрахованы, сообщал глава Минтруда Максим Топилин. Их семьям выплатят 2 млн рублей страховых выплат и 25 тыс. рублей на погребение. Дополнительно по миллиону рублей получат те, кто был в командировке и члены экипажа. Компенсации родственникам жертв пообещали губернаторы Саратовской, Оренбургской областей и Подмосковья, семьям погибших жителей регионов выплатят правительства Петербурга и Ленобласти: по миллиону рублей от каждого субъекта. Соболезнования выразили и российские политики, и главы зарубежных государств. Специалисты Межгосударственного авиационного комитета приступили к расшифровке черных ящиков. Расследование продолжается.

По теме
Все новости из рубрики «Общество»

перейти на полную версию сайта
© Создано ОАО Spbnews, 2003-2018