Русский музей представит экспозицию творческого пути Веры Ермолаевой

Выставка ученицы и сподвижницы Каземира Малевича Веры Ермолаевой откроется сегодня в Санкт-Петербурге в Русском музее. Экспозиция представит весь творческий путь художницы.

Выставка ученицы и сподвижницы Каземира Малевича Веры Ермолаевой откроется сегодня в Санкт-Петербурге в Русском музее . Экспозиция представит весь творческий путь художницы, сообщили "Санкт-Петербург.ру" в пресс-службе музея.
 #imglib#1347#w
Экспозиция выставки включает около 200 произведений из собраний Русского музея, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, а также частных коллекций.

Имя Веры Ермолаевой известно сегодня в основном как ученицы и сподвижницы Казимира Малевича, однако художница — яркая самостоятельная личность.

Под влиянием Малевича она увлеклась беспредметным искусством. В конце 1920-х — начале 1930-х годов в творчестве художницы появились пейзажи, натюрморты и тематические cерии: "Деревня", "Спортсмены", "Мальчики".

В экспозицию  выставки включены и иллюстрации, созданные Верой Ермолаевой почти к двум десяткам книг, а также ряд прижизненных книжных изданий. Также будут представлены документы, связанные с последними трагическими годами жизни художницы.

Ермолаева Вера Михайловна  (1893—1938) родилась в городке Петровск Саратовской губернии, в семье помещика. Училась в частной художественной школе М.Д.Бернштейна в Петербурге (1911—1914). 
#imglib#1348#q
Интерес к искусству архаики привлек ее в здешний Археологический институт, где она занималась в 1915—1917. Вместе с М.В.Ле-Дантю, И.М.Зданевичем и другими выпускала гектографический журнал "Бескровное убийство", близкий эстетике дадаизма (1916—1917).

После революции она была одним из инициаторов создания уникальной коллекции вывесок в Музее города, в 1918 основала артель "Сегодня", выпускавшую лубки и детские книжки-картинки с раскрашенными от руки линогравюрами (в "Артели" работали Н.И.Альтман, Ю.П.Анненков и др.).

В 1919 переехала в Витебск, где после отъезда М.З.Шагала занимала пост ректора Народной художественной школы (Художественно—практического института; 1920—1922).

Под влиянием Малевича обратилась к беспредметному искусству, руководила постановкой программного супрематического спектакля "Победа над Солнцем" (1920), была одним из самых активных членов "Уновиса".
 #imglib#1346#w
Ермолаева создала ряд супрематических монументально-декоративных проектов для убранства города в дни революционных празднеств.

Затем вошла в число сотрудников ленинградского Института художественной культуры (Инхук, 1923—1926), осуществив там целый ряд теоретических и экспериментальных работ в лаборатории цвета.

К концу 1920-х годов вслед за своим учителем художница вернулась к фигуративному искусству в духе "метафизической живописи" (картины и рисунки, впечатляющие своей мощной экспрессией, трагической выразительностью маячащих в пространстве одиноких фигур и предметов).

Ермолаева много занималась иллюстрацией детских книжек, активно сотрудничала с Детгизом, выполняла иллюстрации для журналов "Чиж" и "Еж".  #imglib#1349#q

Лучшие ее детские книги были созданы в творческом содружестве с поэтами-обэриутами А.И.Введенским (Рыбаки, 1929) и Д.Хармсом (Иван Иваныч Самовар, 1930).

Работала художница наряду с такими известными художниками, как Натан Альтман, Юрий Анненков, Николай Лапшин.

В 1934 она создала цикл цветных литографий к Рейнеке-Лису В.Гете (Русский музей), иносказательно отразивших тогдашние политические реалии (волки в буденновках, которые тащат зверей к судье-"Медведю" — фамилия тогдашнего начальника ленинградского НКВД).

В 1934 Ермолаева попала в "кировский поток" (по одному делу с художником В.В.Стерлиговым) и, осужденная на пять лет лагерей, была направлена под Караганду. В 1937 году художница была приговорена к расстрелу. Точное место и дата ее смерти неизвестны.
Все новости из рубрики «Общество»

перейти на полную версию сайта
© Создано ОАО Spbnews, 2003-2024