Театральное искусство начала века из коллекции Лобановых-Ростовских вернулось в Россию

Выставка "Возвращение в Россию" театральной живописи и графики из легендарной коллекции Лобановых-Ростовских открылась сегодня в музее театрального и музыкального искусства.

Выставка "Возвращение в Россию" театральной живописи и графики из легендарной коллекции Лобановых-Ростовских открылась сегодня в музее театрального и музыкального искусства, сообщает корреспондент "Санкт-Петербург.ру".

"Это удивительное событие культурной жизни Петербурга", - заявила на открытии выставки вице-губернатор Алла Манилова. По ее словам, все петербуржцы смогут увидеть то, без чего нельзя представить первую треть театрального искусства XX века. Собрание Нины и Никиты Лобановых-Ростовских - крупнейшая в мире коллекция предметов русского театрально-декорационного искусства, охватывающая исторический период с 1870 до конца 1930 годов.

"Особенно важна эта выставка сегодня на фоне финансовых и политических неурядиц в стране", - заявил управляющий делами президента Российской Федерации, председатель совета фонда "Константиновский" Владимир Кожин. Как он  считает, открытием  подобной экспозиции Россия демонстрирует сегодня, что у нее все в порядке.

В коллекции Лобановых-Ростовских представлено разнообразие как национальных школ России, так и художественных течений — от символизма и реализма до кубизма и супрематизма. Разнообразны и сами вещи, вошедшие в собрание. Основную часть коллекции составляют эскизы декораций и костюмы, выполненные в разных живописных и графических техниках.

Значительная часть собрания — это предметы печатной графики: ценнейшие театральные плакаты, такие как плакат Серова к "Русским сезонам" Дягилева с изображением Анны Павловой, афиши Розановой к спектаклям "Победа над солнцем" и "Владимир Маяковский", плакат Филоновской школы к спектаклю "Ревизор" и другие. Валентин Серов, Александр Бенуа, Лев Бакст, Сергей Судейкин, Николай Рерих, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Казимир Малевич, Эль Лисицкий — и это только часть перечня авторов, чьи работы имеются в коллекции. Всего же она насчитывает около 1000 произведений 140 художников конца XIX — первой трети XX веков, в основном, эскизы декораций и костюмов, без которых историю отечественного театрального искусства невозможно себе представить.

Собрание Лобановых-Ростовских отражает, прежде всего, вклад русских художников в западно-европейское искусство. Коллекция достаточно ярко показывает и те спектакли, которые составили славу советского театра в 1920-1930 годы.

Собрание передано театральному музею на временное хранение, но останется собственностью фонда. Петербуржцы смогут увидеть выставку в течение ближайшего месяца - до 26 октября. Потом экспонаты переедут в хранилище музея на улицу Графтио.. Планируется, что до перевозки коллекции в "Звездный путь" ее будут использовать в различных выставках музея по согласованию с фондом "Константиновский".


Князь Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский — потомок ветви династии Рюриковичей, восходящей к Всеволоду Большое Гнездо. Он родился в 1935 в Софии, получил образование в Оксфорде, занимался банковской деятельностью. Живет в Лондоне. Пожизненный член Союза благотворителей музея Метрополитен в Нью-Йорке, председатель совета русскоязычной общины Великобритании, заместитель председателя Международного совета российских соотечественников, почетный доктор петербургской Академии художеств. Собирать коллекцию начал вместе со своей первой супругой Ниной Лобановой-Ростовской (в девичестве Жорж-Пико) в 1960-е годы.

В отличие от другого известного собрания русского искусства, формировавшегося за рубежом,— коллекции Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской, собрание Лобановых-Ростовских уже десятилетиями было хорошо знакомо самой широкой общественности. Выставки работ из коллекции регулярно проводились по всему миру. Московская публика, к примеру, наверняка помнит выставки произведений из этого собрания в 1988 году и в 1994-м в ГМИИ имени Пушкина.

О возможности того, что последним пристанищем всей коллекции станет какой-либо из американских или европейских музеев, Никита Лобанов-Ростовский говорил еще в 1980-е годы. Время от времени он дарил отдельные работы или группы работ различным музеям. Из российских музеев в этом смысле особенно повезло тому же ГМИИ. В 1987-м князь передал ему (точнее Музею личных коллекций) 80 произведений русских художников из своего собрания, в 1994-м подарил туда же коллекцию русского фарфора, а совсем недавно, в феврале 2008 года, музей получил от него полотно итальянского метафизика Джорджо де Кирико "Меланхолия поэта" (1916) и акварель голландского супрематиста Тео ван Дуйсбурга "Черный зигзаг" (1924).

В последние годы  Лобанов-Ростовский говорил о том, что продавать принадлежащую им коллекцию он и его первая супруга не собираются, однако поскольку прямых наследников у них нет, они согласны были бы передать собрание безвозмездно — удостоверившись, что оно действительно попадет в хорошие руки.

Тем не менее отбоя от желающих приобрести коллекцию владельцы не знали. Решающим оказалось предложение, поступившее из России, после которого сделка все-таки совершилась в феврале этого года, но несколько месяцев держалась в секрете. Ее сумма составила, по неподтвержденной информации, около $ 20 млн — при общем объеме проданного собрания в 810 графических листов.

В качестве покупателя выступил международный благотворительный фонд "Константиновский". Сейчас фонд называет своей целью реконструкцию и воссоздание нескольких памятников архитектуры в Петербурге и Ленинградской области, однако начал он свою деятельность с того, что выступал главным инвестором при воссоздании Константиновского дворца в Стрельне (теперь — государственный комплекс "Дворец конгрессов"). С фондом, кроме того, сотрудничает — и является председателем его попечительского совета — управляющий делами президента РФ Владимир Кожин.
.




Все новости из рубрики «Общество»

перейти на полную версию сайта
© Создано ОАО Spbnews, 2003-2024