Паровые турбины Кировского завода: суд да дело

Вчера, 19 октября, Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области должен был поставить точку в деле о контракте на изготовление турбины для крупнейшего в мире атомного ледокола проекта 22220. В сентябре «Балтийский завод» оспорил решение УФАС об отмене итогов торгов на поставку паротурбинной установки, которые выиграл «Кировский завод». На данный момент рассмотрение этого дела отложено арбитражным судом Петербурга и Ленобласти до 26 декабря. О том, почему именно «Кировский завод» победил в тендере, и как развивалась ситуация с отменой итогов торгов, мы пообщались с заместителем генерального директора «Кировского завода» Михаилом Тихоненко.

Пионер российского турбиностроения "Кировский завод" в феврале этого года отметил 100-летие производства турбин. Летом, после долгого перерыва, завод выиграл тендер на разработку и производство паровой турбины для атомного ледокола. Но конкурент по тендеру - "Калужский завод", оспорил итоги конкурса, и проект буквально "повис в воздухе".

"Мы предложили двухкорпусную турбину с сепаратором, которая позволяет сэкономить до 10% пара, - рассказывает Михаил Тихоненко, - и, соответственно, снизить расход топлива. Если учесть, что разовая загрузка топлива стоит 2 млрд рублей, то через каждые два года мы получаем экономию в 150-170 млн рублей. Таким образом, разработанная нами турбина более выгодна с экономической точки зрения, и более экологична за счет сокращения потребления ресурсов".

Но итоги тендера, тем не менее, были оспорены, причем при довольно странных обстоятельствах: "На заседание комиссии Антимонопольного комитета не пригласили ни нас, как победителей тендера, ни "Балтийский завод", как заказчика турбины. При этом мы не могли даже привести какие-либо аргументы в свою защиту, поскольку были попросту не в курсе этого заседания. Антимонопольный комитет в этой ситуации превысил свои полномочия, поскольку решение об итогах тендера можно принимать только до его завершения, и только до заключения контракта. В нашем случае аванс, который был выплачен, уже частично переведен поставщикам и подрядчикам".

В неудобной ситуации оказались все участники процесса: и заказчик тендера, у которого тоже есть свои сроки сдачи готового ледокола в эксплуатацию, и исполнитель, которому в случае отмены итогов тендера после суда придется собирать аванс с подрядчиков по всей России, и даже антимонопольная комиссия, которая зафиксировала факт повышения цены на турбину, даже не разобравшись в её характеристиках.

"Стоимость контракта 2 714 млн рублей, мы уже получили аванс - 814 млн. И все это государственные деньги, и никаких "дублирующих" бюджетов, чтобы провести тендер повторно, нет. При этом с нашей стороны часть людей продолжает вести работу над разработкой конструкторской документации, и до решения суда мы будем находиться на перепутье — останавливать или продолжать работу, а стратегически важный для страны ледокол все это время так и не будет построен. И это при том, что в стране осталось буквально несколько работающих ледоколов, а последний из них был изготовлен около 25 лет назад" .

Все новости из рубрики «Экономика»

перейти на полную версию сайта
© Создано ОАО Spbnews, 2003-2024