Троицкий мост: от Эйфеля до «Алых парусов»


© Фото: Instagram / @peliasmag

«Санкт-Петербург.ру» рассказывает, как мост чуть не построил автор Эйфелевой башни и как переправа пострадала от фашистов.

Троицкий мост по праву считается одним из самых красивых в Петербурге. Его украшают большие канделябры, обелиски и другие элементы, которые превратили переправу в один из символов Северной столицы. «Санкт-Петербург.ру» рассказывает, как менялся мост на протяжении двух веков.

Первый мост

 

История Троицкого моста ведется с начала XIX века. В 1803 году на место между Петроградским и 1-м Адмиралтейским островами переместили Воскресенский плашкоутный мост, который назвали Петербургским. В прошлом наплавная переправа соединяла центральную часть города с Выборгской стороной.

В таком виде Петербургский мост просуществовал 20 лет, после чего его пришлось перестроить. Новую переправу делали с помощью гранитных блоков, которые брали возле каналов у Михайловского замка.

Новый мост открыли в 1827 году. Изначального его хотели назвать Суворовским в честь памятника знаменитому генералиссимусу, который находится перед Марсовым полем. В итоге переправа получила название благодаря Троицкой площади.

Фото: citywalls.ru
 

Как Троицкий мост чуть не стал Эйфелевым

 

Первый Троицкий мост ремонтировали в середине 1870-х годов. Его укрепили, чтобы установить линию конной железной дороги. Конки были первым массовым общественным транспортом в Петербурге.

Из-за отсутствия постоянного моста Петроградская сторона продолжала быть окраиной города, этому способствовал и запрет на строительство каменных зданий, который действовал с 1767 по 1861 год. Власти имперской столицы с 1880-х годов начали думать о создании полноценной переправы.

В конкурсе на лучший проект победил французский архитектор Гюстав Эйфель, но в техническом плане лучшим признали вариант французского общества «Батиньоль». Мост, согласно контракту, строили русские рабочие из отечественных материалов.

Первый камень торжественно заложили в присутствии императора Николая II и президента Французской республики Феликса Фора. Церемония прошла 12 августа 1897 года в память о 25-летии бракосочетания Александра III и Марии Федоровны.

1880-е годы. Фото: Николай Диго / vk.com/club998865
 

Открытие к юбилею Петербурга

 

Предполагалось, что на правом берегу Невы при строительстве моста появится насыпная дамба. В окончательном варианте по предложению русских инженеров дамбу заменили на каменную аркаду – то есть на группу каменных сводов.

Металлические элементы моста были сделаны на петербургском заводе Сан-Галли, а в украшении участвовали члены Академии художеств и французские архитекторы. На мосту, помимо различных деталей, установили памятные доски, где указаны имена всех участников масштабного проекта.

Новая переправа стала самой длинной в Петербурге. Такое звание она хранила до 1965 года, пока не построили мост Александра Невского.

Торжественное открытие Троицкого моста состоялось в честь 200-летия Петербурга. Первый развод переправы осуществил Николай II.

«Их величества подошли к разводной части моста, где на подушке находилась кнопка. Царь нажал на нее, мост опустился. Прозвучало троекратное ура. Начался крестный ход по мосту. Царь с семьей прошел в белую палатку, где городской голова преподнес всем памятные медали с изображением моста и барельефами императрицы Марии Федоровны, Николая Второго и Александра Третьего. На другой стороне медали была надпись: «Заложен в 1897 году, окончен в 1903. Сооружен в память бракосочетания императора Александра Третьего с Марией Федоровной». В пять часов вечера открылось движение по Троицкому мосту. Мост всю ночь был празднично освещен», – написали в «Петербургской газете».

Слева – строительство моста в 1900 году. Справа – открытка 1908-1914. Фото: citywalls.ru
 

В середине века

 

После Октябрьской революции переправа сменила название – она стала мостом Равенства. Следующий раз имя поменяли в 1934 году, когда в Смольном застрелили политика Сергея Кирова.

Во время блокады на Кировский мост приземлилась авиабомба, а рядом с ней упал сбитый немецкий самолет. Переправа не работала в течение двух лет – ее восстановили к лету 1944 года.

После запуска Волго-Балтийского водного пути в 1964 году по Неве начали ходить крупнотоннажные суда. Им мешали Кировский и Литейный мосты, ширина которых ограничивала возможность судоходства. Потребовалось провести реконструкцию.

Мост стали переделывать в 1965 году. Работы продолжались 18 месяцев, но движение на переправе ни разу не прерывалось. Для этого разместили временный мост, который заменял разводной пролет и его соседнюю часть.

После реконструкции изменился внешний вид моста. Специалисты перестроили крайний левобережный пролет у Суворовской площади, чтобы сделать композицию моста более гармоничной.

Впоследствии мост пару раз ремонтировали, в ходе работ были заменены исторические украшения.

Реконструкция моста, 1967 год. Фото: citywalls.ru
 

«Алые паруса»

 

В последний раз красивую переправу реконструировали к 300-летию Петербурга из-за износа многих деталей. Ремонт также был приурочен к 100-летию моста. Торжественное открытие после работ состоялось 29 мая 2003 года.

Рабочие полностью заменили пролет у левого берега и разводные механизмы, а также восстановили декоративные элементы в соответствии с историческим видом.

Сейчас Троицкий мост участвует в празднике выпускников «Алые паруса». Это единственная переправа, которую разводят в торжественную ночь – через нее проходит «сказочный» фрегат. В 2018 году мосту исполнилось 115 лет. В честь знаменательного события была включена художественная подсветка.

Фото: Instagram / @dolphin__spb, @alexa_ipatova
 
По теме
Все новости из рубрики «История Петербурга»

перейти на полную версию сайта
© Создано ОАО Spbnews, 2003-2024