5 фактов о петербургских мостах


© Фото: Максим Лановой

В преддверии открытия навигации «Санкт-Петербург.ру» собрал в одном материале всю историю петербургских мостов: от переправ Петра I до современности.

Рекордсмен по части мостов

 

Синий мост, 2012 год. artemis-spb.ru


Точное количество мостов в Санкт-Петербурге до сих пор неизвестно, но наш город - признанный мировой рекордсмен по количеству переправ. Всего их более 800 (в два раза больше чем в Венеции), из них исключительно пешеходных – 218. Не всегда точно удается вести реестр утраченных и вновь построенных мостов, так как часть городской территории находится в труднодоступных промышленных зонах или на территории закрытых режимных предприятий. Достоверно известно, что разводных мостов 21, из них в период навигации используется только 13. На территории города находится 342 моста, остальные в пригородах. Самый длинный мост – Большой Обуховский (вантовый), его длина 2824 метра. Самый широкий – Синий мост через реку Мойку, его ширина 97,3 метра. Самый длинный разводной мост – Александра Невского, его полная длина 905,7 метра. Петербург единственный город в мире, который использует открыточные виды разводных мостов в качестве своего символа, а из рутинной повседневной разводки-сводки мостов в период навигации и белых ночей Петербург умудрился сделать оригинальное шоу, съезжаться на которое готовы туристы со всего мира.


История мостов

 

Дворцовый мост и Адмиралтейская набережная. Санкт-Петербург. 1890-е


Во времена основания и строительства Петербурга мостов не было вообще, были переправы. Запретом на строительство мостов Петр I намеревался приучить горожан к морскому делу. В первые десятилетия XVIII века сообщение между берегами Невы поддерживалось только на лодках, а зимой - по льду. Строительство мостов было сопряжено с большими техническими трудностями – тогдашние инженеры не располагали необходимыми знаниями и технологиями, который бы позволили им возвести постоянные переправы. Кроме того, и сам Петр I полагал, что мосты будут мешать судоходству. Однако по мере роста города необходимость их постройки через Неву стала ощущаться все более остро. Наконец, в 1727 году, уже после смерти Петра, соорудили первый наплавной деревянный мост на плашкоутах, соединивший берега Невы напротив Исаакиевской площади. Тем не менее, к 1749 году в городе насчитывалось уже около сорока деревянных мостов, и примерно половина из них имела разводные подъемные пролеты. Главной же проблемой было то, что практически каждую весну гигантские льдины, дрейфующие по Неве из Ладожского озера, сносили без остатка деревянные мосты. И их вновь приходилось восстанавливать.


Первые разводные мосты

 

Фото: Максим Лановой


Первые три постоянно действующих разводных моста и по сей день остаются инженерной гордостью отечественного мостостроения. Благовещенский мост постройки 1850 года, Литейный мост, построенный к 1879 году, и Троицкий мост, открытие которого было приурочено к празднованию двухсотлетия Петербурга. 16 мая 1903 года мост был открыт в торжественной обстановке в присутствии Николая II и членов императорской фамилии. Это единственный мост, с середины которого видно шесть других разводных мостов через Неву. Если стать лицом к Васильевскому острову, то откроется вид на Дворцовый, Благовещенский, Биржевой и Тучков мосты. Повернувшись на другую сторону, можно увидеть Литейный и Сампсониевский мосты. Истории строительства каждого из этих мостов посвящены десятки книг и научных монографий, а сооружались они силами не только отечественных, но и зарубежных специалистов с применением самых передовых на то время технологий. Лучшим доказательством их уникальности служит тот факт, что они не первый век бесперебойно исполняют свою нелегкую функцию. Со времени постройки нагрузка на них увеличилась в тысячи раз, но запас прочности и надежности по-прежнему неиссякаем. Кстати, Троицкий мост имеет своего побратима в Париже – мост Александр III, правда, в столице Франции он пешеходный.


Современные мосты

 

Фото: Максим Лановой


Современные мостостроители продолжили лучшие традиции своих предшественников. Последний по времени сооружения мост через Неву – Большой Обуховский также во многих отношениях является уникальным. Это первый мост через судоходную Неву, который не разводится. Особенным его можно назвать потому, что это навесной мост, предназначенный для постоянного автомобильного сообщения. Это один из самых длинных мостов России. Фактически - это два одинаковых моста с противоположным направлением движения по ним, один - для езды в восточном направлении, второй - для передвижения в западном направлении. Полная длина мостового перехода составляет 2824 метра, включая судоходный пролет в 382 метра и съезды с моста. Высота пролетной части над поверхностью воды (подмостовой габарит) равна 30 метрам, что дает крупным судам свободно проходить под мостом. Петербург остро нуждается в строительстве новых переправ через Неву, но реализация программы постоянно откладывается. Достоверно неизвестно, когда в ближайшее время будет завершено строительство новых мостов.

Сохранение мостов

 

Фото: Алексей Кудрявцев 

 

К сожалению, на сегодняшний день не существует целевой программы сохранения мостов как исторического наследия Петербурга. Множество мостов охраняется государством как исторические памятники. Но денег на их содержание, а уж тем более реконструкцию выделяется недостаточно. В данный момент планируется ремонт Тучкова моста, но в гораздо большей степени нуждается в ремонте Дворцовый мост.

 

Материал создан при поддержке ОАО Банк ВТБ

 

Все новости из рубрики «как Это сделано»

перейти на полную версию сайта
© Создано ОАО Spbnews, 2003-2024