«Фейковый» овердрафт и прочие неприятности: клиенты недовольны Сбербанком


© Фото: popmeh.ru

В сентябре клиенты Сбербанка обнаружили, что тип карты «дебетовая» в онлайн-сервисе банка изменился на «овердрафтную». Что это было - фейк, техническая ошибка или действительно овердрафт? «Санкт-Петербург.ру» разбирался с этой и другими жалобами на крупнейший российский банк.

А был ли овердрафт?

 

Массовые жалобы клиентов Сбербанка на изменение типа карты с дебетовой на овердрафтную начались в сентябре этого года.

Карты с овердрафтом позволяют уходить в минус и тратить не только свои средства, но и деньги банка с соответствующими сроками погашения и лимитами. То есть под такой картой принято подразумевать карту, которая работает как дебетовая при положительном балансе и как аналог кредитки при отрицательном.

Организация по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» из-за перевода дебетовых карт клиентов в статус овердрафтных без каких-либо уведомлений намерена подать иск против Сбербанка.  

«Действительно, к нам обращались клиенты Сбербанка с информацией о том, что статус дебетовых карт изменился на овердрафтные. После того, как мы подняли эту проблему и объявили о намерении подать иск, Сбербанк стал возвращать статус дебетовых, – сообщил «Санкт-Петебург.ру» руководитель общественной организации по защите прав потребителей Олег Павлов. ­­– Мы подождем, как будет развиваться события, если и дальше будут жалобы поступать, то иск все же подадим».

Юристы в один голос твердят, что банк не имеет права менять тип карты с дебетовой на овердрафтную без согласия на то клиента. «Если вы заключили договор банковского счета на определенных условиях, то вносить изменения в этот договор без вашего согласия невозможно в части изменения типа карты, открытия овердрафта и подобных операций», - отметила юрист «Правовед.ру» Марина Болтунова, ссылаясь на статью 850 Гражданского кодекса РФ.

«Овердрафт ­– это банковская услуга, похожая на кредитование. Овердрафт бывает разрешенным, а бывает техническим. Разрешенный овердрафт — это возможность потратить больше денег, чем лежит у вас на карте. За это платится определенный процент, как по кредитке. Раньше в Сбербанке можно было подключить такой овердрафт к своей дебетовой карте, и это делалось только по инициативе клиента. С декабря 2016 года у нас этой услуги нет, она осталась лишь у тех, кто подключил ее несколько лет назад, –  разъясняет Сбербанк в официальном ответе своим  клиентам. –  Как овердрафтные могут отображаться карты Сбербанка от Classic, Standard и выше. Это обозначение осталось с тех пор, когда можно было подключать к своей карте разрешенный овердрафт. К картам класса ниже (например, Electron) овердрафт подключить было нельзя, и они обозначены как дебетовые. Чтобы не путать наших клиентов, мы заменим описание в Сбербанк Онлайн до конца сентября — все дебетовые карты будут отображаться как дебетовые».   

Фото: plusworld.ru
 

Также банк поясняет, что в мобильном приложении Сбербанк Онлайн часть дебетовых карт всегда отображались как овердрафтные. «Это техническая необходимость для корректной работы с платежами и переводами. Никаких изменений в условиях обслуживания карт не производилось. Платежи и переводы средств при нулевом балансе по дебетовой карте не проводятся. Исключение составляет техническая задолженность, по которой Сбербанк не начисляет проценты», – успокаивают представители пресс-службы Сбербанка.

Так называемая техническая задолженность возникает в случаях, когда с карты списывается сумма, превышающая доступный расходный лимит. Чаще всего клиенты сталкиваются с подобной проблемой при использовании карты заграницей, когда с момента оплаты до момента подтверждения операции может пройти несколько дней, а курс валюты за это время изменился. Техническая задолженность также наступает при использовании переводов с карты на карту. Расчеты между банками занимают несколько дней и поэтому, если снять все переведенные деньги, возможно возникновение технической задолженности до момента фактического осуществления перевода из стороннего банка.

«Так как вины клиентов в образовании такой задолженности нет, никакие штрафные санкции или проценты не взимаются и не начисляются», – пояснили в пресс-службе Сбербанка. 

Однако комиссию за технический или неразрешенный овердрафт прекратили брать совсем недавно - с 1 сентября этого года.

  

«Ни вчера, ни позавчера, ни за последний месяц Сбербанк не менял в одностороннем порядке условия обслуживания карт, для того чтобы позволять клиентам залезать в долг, и чтобы Сбербанк получал проценты за пользование так называемым овердрафтом. Основная масса наших карт была и остается дебетовыми, – сообщил заместитель председателя правления Сбербанка России Александр Торбахов. – Овердрафт в нормальной ситуации невозможен, вы не сможете потратить 101 рубль, если у вас на карте 100 рублей».

«Фейком от начала до конца» назвал историю с изменением статуса дебетовых карт на овердрафтные в мобильном приложении банка глава Сбербанка Герман Греф. «Просто кто-то увидел название «овердрафт» в Сбербанке Онлайн. Но это название существовало и год назад, и месяц назад, — подчеркнул он. — А дальше технические объяснения — в каких-то ситуациях дебетовая карта может оказаться овердрафтной. И вот случаи, когда она оказывается, это когда возникает разрыв во времени в операциях — возникает так называемый технический овердрафт, который покрывается за счет банка».

Через сколько часов/дней деньги приходят на счет при переводе с карты на карту?

 

«Деньги могут прийти одномоментно, а могут в течение суток. Техническое время на осуществление операции существует. При совершении операции клиенты получают сообщение Сбербанк Онлайн о том, что средства будут зачислены не раньше такого-то времени или не позже такого-то времени на указанные реквизиты. Фиксируется момент совершения операции и фактического поступления денежных средств на счет. Обычно там незначительная разница во времени, но временной промежуток есть, – поясняют в пресс-службе Северо-Западного отделения Сбербанка. – Эта система настроена автоматически, и задержка может происходить в том случае, если технический цифровой канал загружен. Но банк за этим следит и, если что-то идет не так, предупреждает клиента».

Фото: plusworld.ru
 

Как реагировать на рекламу по смс-рассылке, информирующую об одобрении кредита?

 

Клиенты Сбербанка жалуются, что им приходит смс-оповещение об одобрении кредита, а при обращении в банк выясняется, что кредит не одобрен, а если и одобрен, то вовсе не с тем процентом, который был указан в рассылке.

В пресс-службе Сбербанка сообщили, что рассылка является рекламной. Так банк информирует клиента о возможности, но эту возможность еще нужно детально рассмотреть специалистам банка - и только после этого банк дает окончательный ответ об условиях кредита.

Однако юристы считают, что за такую рекламу Сбербанк можно привлечь к ответственности. «Обратиться с заявлением в ФАС о недостоверной рекламе можно в том случае, если в рекламе не указано, что речь идет о предварительном одобрении кредита, и условия могут быть пересмотрены, – заметали юрист «Правовед.ру» Анастасия Климина. – Например, Мурманское управление ФАС России признало недостоверной уличную рекламу банка «Траст» из-за нечитаемого текста об условиях предоставления кредита». 

Может ли банк снимать деньги с дебетовой карты, согласно судебному постановлению, полученному от службы судебных приставов, в том числе уходя в минус по данной карте?

 

Может, но не таким образом, чтобы на карте образовывался долг. Банк обязан исполнить требование судебных приставов о списании денежных средств со счета на основании постановления судебных приставов. «Если имеющихся на счетах должника средств недостаточно для покрытия долга судебного пристава, то банк продолжает дальнейшее исполнение требования пристава по мере поступления денег на счет. О произведенных перечислениях банк незамедлительно сообщает судебному приставу», – информирует о законодательных нормах исполнительного производства юрист «Правовед.ру» Анастасия Климина.

 

Все новости из рубрики «Отзывы»

перейти на полную версию сайта
© Создано ОАО Spbnews, 2003-2024