Швеция и Россия вступили в "морской бой"


© Фото: boardgamer.ru

Место поисков иностранной субмарины в Швеции оцепили. Над водой барражирует авиация, по водной глади рыскают боевые суда. По старой памяти Россию обвиняют в нарушении границы.

Неопознанный плавающий объект в нескольких километрах от Стокгольма впервые заметили вечером 16 октября. Шведские специалисты поймали радиосигналы на русском языке, а через несколько часов на этом месте начались полномасштабные поиски. В операции до сих пор задействована авиация, боевые корабли и катера.

По информации шведских радиотелеграфистов, с подводной лодки дважды вступали в переговоры с штабом ВМФ России в Калининграде: первый раз – на незашифрованных частотах, во второй – по защищенной волне. Сообщалось, что вначале военным пришлось отказаться от шифровки своих данных из-за нештатной ситуации.

Подобную точку зрения высказал собеседник «Санкт-Петербург.ру», офицер ВМФ России, подводник. "На экстренные ситуации существуют радиосигналы в СБР-режиме (сверхбыстродействующий). Скажем, произошла авария с оружием, пожар в отсеке или разглашение гостайны – командир тут же отдает приказ: отослать радиограмму. Она уходит в считанные секунды. Обычно это сообщение представляет из себя зашифрованный пакет данных с информацией о проблеме. Команда "выстреливает" и продолжает вести борьбу за живучесть подводной лодки, - говорит он. - Однако есть внештатные ситуации, на случай которых никаких «пакетов» не заготовлено. Или может, у них пожар произошел и сгорели все передатчики. В таком случае экипажу придется выходить на открытую связь – через УК-частоты или «морзянку» (азбука Морзе). Но радиочастоты послать может и водолаз. Поэтому вряд ли на таких глубинах может передвигаться даже дизельная подлодка".

В Минобороны России опровергли все обвинения. "Подводные лодки ВМФ России, как и надводные корабли, выполняют задачи в акваториях Мирового океана в соответствии с планом. Никаких нештатных и тем более аварийных ситуаций с российскими военными кораблями не было и нет», - заявил официальный представитель Минобороны РФ. В ведомстве посоветовали посоветовали искать не русскую, а голландскую субмарину. "Дело в том, что в течение прошлой недели именно голландская дизель-электрическая подводная лодка "Брэйнвис" [Bruinvis] отрабатывала в непосредственной близости от Стокгольма практические задачи. В том числе и элементы аварийного всплытия, фотоснимки которого и попали в шведскую прессу», – сказал анонимный представитель Минобороны в интервью "Интерфаксу". 

Нидерланские власти также опровергли присутствие своей подлодки в водах Швеции. По словам представителя оборонки, дизель-электрическая подводная лодка "Брэйнвис" находится в доках в Таллине после шведо-голландских учений.

В то же время, по данным dn.se, военные в Швеции потребовали убрать все гражданские суда из района поисков. Такие указания придется выполнить и российскому транспорту – нефтяному танкеру NS Concord и научно-исследовательскому судну «Профессору Рогачеву». Корабли, по мнению шведских СМИ, направляются в район поисков корабля, чтобы вывести подводную лодку из опасной зоны. Субмарина может спрятаться от шведского радара под днищем судна, пишут издания.

Сообщается, что танкер дрейфует в 14-25 морских милях от Швеции в ожидании транспортировки нефти из Приморска в США. "Мы польщены вниманием шведских и международных СМИ к нашему передвижению. Но это совершенно обычная практика – мы ждем загрузки нефти", - цитирует dn.se главу NS Concord Юрия Цветкова. Что касается "Профессора Рогачева", то пресс-служба ФГУП "Полярная Морская Геологоразведочная Экспедиция" поясняет: "Судно идет в Атлантику для работ по государственному контракту по поиску сульфидных руд". 

Сейчас на воду в Стокгольском архипелаге спускают гидроакустические буи и датчики. При этом официально шведские специалисты пока воздерживаются от прямых обвинений в адрес России. «Из доступной на сегодня информации Вооруженные силы [Швеции] не могут сделать те выводы, которые имеются в СМИ о поврежденной российской подлодке. У Вооруженных сил нет какой-либо информации о чрезвычайных радиопередачах или об использовании частоты на случай бедствия», - говорится в сообщении шведского ведомства.

Никакой подлодки, скорее всего, найдено не будет, считает председатель петербургского Клуба моряков-подводников Игорь Курдин. "Когда что-то происходит, необходимо понять: кому это выгодно. Скорее всего, шведы могут стремиться увеличить свой военный бюджет, в частности, на выделение средств на противолодочную оборону, - говорит капитан 1-го ранга. - Сейчас Швецию склоняют к вступлению в НАТО, формируя общественное мнение, что это скандинавское государство не может справиться с русскими подлодками".

По его словам, с советских времен действует «правило 30 миль», когда российским судам запрещено приближаться к военным базам Швеции ближе, чем на 30 миль. В 1981 году это ограничение нарушила отечественная подлодка №137, прозванная впоследствии "Шведским комсомольцем".

Судно из-за сломанных навигационных приборов заблудилось в акватории Балтийского моря и село на мель недалеко от военно-морской базы Карлскруна. После дипломатических баталий, подлодку высвободили из "плена", а СССР заплатил штраф Швеции. Но тогда советская подлодка заблудилась. "Второй раз в одну и ту же лужу попасть случайно…, - со скепсисом пожимают плечами эксперты. - Может в итоге получиться, как в анекдоте:  подлодки никакой и нет, но осадок остался". 

Все новости из рубрики «Общество»

перейти на полную версию сайта
© Создано ОАО Spbnews, 2003-2024