В Петербурге открывается первая в российской истории масштабная выставка, посвященная старообрядцам

Во вторник в Российском этнографическом музее Петербурга открывается выставка "Хранители древнего благочестия".

Во вторник в Российском этнографическом музее Петербурга открывается выставка "Хранители древнего благочестия". Она станет первой в российской истории масштабной выставкой, посвященной традициям и культуре старообрядцев, отметила пресс-секретарь музея Инна Карпушина.

Посетители увидят более 300 предметов, среди которых костюмы, рукописные книги, иконы, складни, намогильные кресты и резные, расписные доски к намогильным крестам с европейского Севера. Экспонаты принадлежат собраниям Российского этнографического музея, Музея истории религии и Института русской литературы.

Особый интерес представят рукописные и печатные книги. "Вплоть до середины XX века для письма старообрядцы использовали гусиные перья, а для орнаментальной росписи создаваемых ими рукописей -натуральные краски. Важнейшим делом книжников в скитах было обновление и переписывание старообрядческих рукописей и печатных книг. Именно русскому старообрядчеству во многом обязана российская филологическая наука за сохранение древнейших списков памятников допетровской литературы", - рассказала Карпушина.

Увидят посетители и "смертную одежду" алтайских староверов. "Весь бытовой уклад старообрядцев был строго регламентирован и обособлен. В одежде предпочитались архаичные типы: для мужчин - рубаха-косоворотка с воротником- стойкой и штаны-порты. Основу женской одежды составлял комплекс из рубахи с сарафаном. И мужская, и женская одежда обязательно подпоясывалась. Вплоть до 1920-х годов в среде старообрядцев сохранялись запреты на употребление ряда продуктов, среди которых - чай, картофель, конина, чеснок, зайчатина", - отметила пресс-секретарь.

Разместятся на выставке и более 50 фотографий, сделанных в последние десять лет во время этнографических экспедиций в Нижегородской и Оренбургской областях, Бурятии, Усть-Цилемском районе Республики Коми, на северо-западе европейской России.

Историки называют старообрядчество своеобразным "православным протестантизмом". Как и европейские реформаторы церкви, русские старообрядцы считали, что современное им религиозное течение, а именно православие в XVII веке, отошло от традиции, которая на самом деле проще, чище и ближе к верующему.

С конца XVII века старообрядчество оформлялось во множество конфессиональных общностей (толков, "согласий", "приходов", "вер"), число которых возрастало на протяжении последующих столетий. Размежевание в среде тех, кто не принял реформы, определялось в первую очередь их отношением к институту священства.

Только в 1905 году был издан Высочайший Указ, разрешивший старообрядцам занимать государственные должности, открыто создавать свои приходы и отправлять религиозные требы.

В начале XX века в России старообрядцы составляли 1/10 часть всего православного населения.
РИА Новости
Все новости из рубрики «Общество»

перейти на полную версию сайта
© Создано ОАО Spbnews, 2003-2024