Президент Союза Архитекторов Петербурга: Появления архитектурных монстров мы не допустим


© Фото: art1.ru


"Исчезает мой любимый город детства за лесами.
Будто в язвах плечи улиц — целлофаны маскировки.
Вырастают сплошь безликие уроды — новой жизни заготовки"
 
Диана Арбенина. "Питер пахнет никотином"
 
 
 
О "заготовках новой жизни", сроке годности исторического центра города Петра, градостроительных ошибках и архитектурных монстрах мы поговорили с президентом Союза Архитекторов Петербурга Олегом Романовым в рамках нашего онлайна с читателями.

О воинствующем консерватизме петербуржцев

"Иногда за шикарным фасадом может быть еще ряд жутких домов во дворах, этот ряд внутренних корпусов должен сноситься, чтобы обеспечить более комфортное проживание и большую освещенность. Не должно быть флигелей для бедных и фасадных домов для богатых. Сохранять дворы Достоевского хотят только те, кто никогда в таких дворах не жил, и не представляют, что там жить невозможно", - считает глава Союза.
 
По его словам, на работу в этом направлении будет выделено около 90 млрд. руб., около 17% - частные инвестиции, остальное покроет федеральный бюджет.

"Сохранять дворы Достоевского хотят только те, кто никогда в таких дворах не жил, и не представляют, что там жить невозможно"



"Беда заключается в том, что наши горожане были лишены возможности в период соцреализма присутствовать при развитии искусства. Был вырван целый пласт, нарушена непрерывность в сознании людей, это и сформировало консерватизм, - рассуждает наш собеседник. - Если колонн, сандриков и других элементов нет — то люди считают, что это плохая архитектура, хотя это не так. Мы стараемся поддерживать постоянный диалог с городом о современной архитектуре. И хотелось бы скорее мирного разговора и взаимопонимания, а не воинствующего консерватизма. Петербург должен развиваться как развивается, он должен сохранять свой имперский облик, он может быть по-английски консервативен, в формате соблюдения традиций, а не отсталости. Ведь что такое классицизм? Это не обязательно колонны, это классический путь развития. Многие считают, что современная архитектура - это только "здания из стекла и бетона", на самом деле современная архитектура концептуальна, в ней не важны детали, а важно целое, она посягает на скульптурность зданий. Если сравнивать фасады классики, барокко и модерна, я бы сравнивал это с горельефами, а современная архитектура - это большей степени скульптура".
 

"Если колонн, сандриков и других элементов нет — то люди считают, что это плохая архитектура"


"Никто не собирается сносить исторические здания, - пытается успокоить архитектор "воинствующих консерваторов". -  Сейчас очень жесткое законодательство, и многочисленные скандалы, например, с домом Рогова... Есть перегиб в этом направлении:  даже если стоит какой-то сарай, который мешает сделать все удобнее для проживания, его нельзя снести, потому что он историческое здание. Есть дурацкая позиция, что если кладка 17-18 века, то это уже историческое здание, то же самое с трубами или гаражами, которые ценности, по сути, не представляют, но сносить их все равно нельзя. Лишнее снести, конечно, опаснее, ведь можно и сарай обыграть, было бы желание".
 

"Исторический центр никто не собирается перестраивать. Здоровые дома расселять не будут"

 
Будучи заместителем председателя экспертно-консультационного комитета по реновации  Олег Романов уверен: "Исторический центр перестраивать не будут".
 
 "Есть места, где строятся новые здания. Но Петербургом мы вряд ли перестанем быть. Многих волнует вопрос, будут ли их выселять/расселять из домов, но сразу скажу — все будет дифференцировано,  здоровые дома точно расселять не будут".

О градостроительных ошибках и современном Петербурге


Отвечая на вопрос о новой Мариинке, архитектор Романов пообещал: "Появления монстров мы не допустим. Во всяком случае, пока мы живы".  Ряд градостроительных ошибок в Петербурге появилось при прежнем руководстве — "из-за некоего авторитаризма бывшего у власти человека", - пояснил президент Союза Архитекторов.

"Появления архитектурных монстров мы не допустим"


"Истинная архитектура в любом стиле основывается на художественности. Я надеюсь, что мы, взаимодействуя с общественностью, будем избегать градостроительных ошибок, и получится сформировать единую ткань города".
 
При этом петербургская ткань она именно художественна, и неважно, в каком стиле и в какой век вершится Петербург, важно, чтобы с душой.  "А о стилях даже говорить не надо — они не важны, - поясняет наш собеседник. - В 80-е годы была грандиозная конференция, и там был поставлен вопрос: почему в архитектуре представлены все стили (эклектика, неомодерн, необарокко и т.д.). Ответ очевиден:  на первый план выходит именно качество архитектуры, а не стиль".

И в 18, и в 19 веке рядом со старыми возникали суперсовременные здания огульной эпохи, поэтому говорить о том, что современные постройки плохо вписываются в облик Петербурга, несправедливо, - считает архитектор. Удачный пример тому - комплекс на Казанской улице, где стеклянная стена отражает и собор, и декоративную решетку. Торговля, конечно, внесла свои элементы, вывела на улицы постеры, и это немного исказило всю мысль архитекторов. Из недавних строений - угол Шпалерной, 130-й квартал (между Маяковского и Восстания), "Новотель".

 Президент Союза Архитекторов Петербурга: Появления архитектурных монстров мы не допустим
 
"Извините за самохвальство, но один из моих объектов тоже неплох - на Малом проспекте Петроградской стороны, 32 - там дом хорошо вписался в среду до модерна. Если сделано талантливо и интересно, со вкусом и тактом, по масштабу и соразмерности элементов, по ритму окон, это будет вписываться и должно вписываться", - уверен специалист.

На днях стало известно, что рабочая группа по выработке концепции сохранения исторического центра Петербурга  предложила законодательно признать 70 современных построек диссонирующими с расположенными рядом зданиями и общим видом города.  Однако, как выяснилось, Союз архитекторов с данным списком объектов еще не знаком.

ТК "Стокманн" и еще 69 зданий признаны "градостроительными ошибками"

"Со списком архитектурных ошибок я не знаком, хотя один из элементов - "Стокманн" на Восстания явно является "ошибкой", верх его совершенно не сочетается с обликом места, даже авторы отнекиваются, утверждая, что это уже не они его доделывали".  Туда же архитектор отнес и жилой комплекс "Монблан" на Большом Сампсониевском. По словам Романова,  почти все объекты, которые Союз считает ошибками, не проходили Градсовет:

"Градостроительный кодекс был сделан изначально с огромными ошибками. Эта совершенно диковинная ситуация, когда  проекты строятся, пройдя мимо Градсовета и главного архитектора". 

 Президент Союза Архитекторов Петербурга: Появления архитектурных монстров мы не допустим  
Президент Союза Архитекторов Петербурга: Появления архитектурных монстров мы не допустим

"Архитектура сейчас сведена на обочину, и роль главного архитектора сведена на нет"


Проект любого здания перед строительством должен пройти федеральную и городскую экспертизы плюс ряд вневедомственных негосударственных экспертиз.

"Основная задача главного архитектора - наблюдать за градостроительным развитием города и следить за качеством архитектуры. Но архитектура сейчас сведена на обочину, и роль главного архитектора тоже сведена на нет.  Один из главных архитекторов Петербурга сказал, что со временем рынок все сам расставит, но, получается, что Петербург может быть превращен в Лас-Вегас, и это ужасно, - высказывает свои опасения президент Союза Архитекторов. - Город всегда строился по плану, а сейчас этого, к сожалению, нет.  Законопроекты составляются скорее юристами, а не градостроительными специалистами. Есть такая форма ППТ (проект планировки территории), который должен задавать тон застройки, но он хорош на свободных площадках или в области, а не на застроенных территориях. В воздухе уже висит тема отмены ППТ, и я надеюсь, что мы перейдем к проекту квартальной застройки, который был в советское время. Конечно, там не говорится о том, какой должна быть архитектура, но там заложены основы сохранения духа Петербурга и его ансамблей".

Нельзя сказать, что Петербург развивается совсем без четких планов и перспектив. Есть генплан, но там учтено не все. По мнению специалиста, проект квартальной застройки - шаг в лучшую сторону.

О "герое нашего времени"

Архитектурный символ эпохи наш собеседник выделить не смог. "Точно не "Монблан" и не "Охта-центр". Мы были бы рады поступить, как парижане, которые собирали деньги на снос Парнасской башни. Кстати, французы собирали средства и на снос Эйфелевой башни, но тогда еще не было понятно ее значение".

"Петербургский стиль - это строгость, это сдержанность, имперский дух, а это может быть и в стекляшке"


Кстати, когда были диспуты вокруг "Охта-центра", Союз был против.  "Мы можем пошуметь, какими-то своими силами попытаться остановить строительство, но законодательной силы у нас нет, - сетует архитектор. - Панорамное решение - вот основа, на которую стоит ориентироваться. Шпили, купола, силуэтность — это то, что характерно для Петербурга. Для многих архитекторов, которые подавали заявки на международный конкурс "Охта-центра", контекст не важен, а российские архитекторы ощущением контекста все же обладают в большей степени, чем зарубежные. Нет никаких стилей. Кто-то пытался - "давайте выработаем петербургский стиль" - не надо. Петербургский стиль - это строгость, это сдержанность, имперский дух, а это может быть и в стекляшке. Главное — талантливо сделать и гармонично вписать".

Но если говорить об "Охта-центре", то для того района он был бы хорошим решением, считает Романов. Депрессивный район с приходом большого бизнес-комплекса будет развиваться быстрее, и город перестанет уплотнять застройку в центре, а начнет расти именно в Приморском районе.

"Но зачем такая высота — 200-300 м? - сокрушается специалист. - Ведь можно сделать и иначе.  У нас равнинный город, и эти резкие высоты совершенно ни к чему, они портят именно панораму. Сейчас появилась инициатива, ввести высотный регламент до 75 м, останутся только исторические высокие здания: например, Исаакиевский собор и шпиль Петропавловской крепости. И "Охта-центр" тоже придется сокращать до этой высоты. И для введения этого норматива есть функциональные основания — высота лестниц в пожарных машин составляет 75 м, хотя сейчас строится масса домов, особенно на окраинах, до верхних этажей которых лестница просто не дотянется. Так что здесь дело даже не только в художественных аспектах".
 
О реновации
 
Сколько осталось жить нашему историческому центру, затрудняются сказать даже эксперты в области градостроительства. "Когда строились хрущевки, срок их эксплуатации озвучивался как 50 лет, но стоят они до сих пор, хотя сейчас уже есть опасность, что они могут развалиться. И несмотря на то, что неоднократно пытались начать реновацию хрущевок, на данный момент это так и не было реализовано. Есть два варианта — либо здание сносится и на его месте строится новое, либо рядом строится новое, туда переселяют жильцов из старого, и проводят капитальный ремонт. Что касается исторических зданий, максимальный срок назвать практически невозможно, если за ними правильно ухаживать, то они могут и еще долго простоять".

Во многих городах мира существует жесткий контроль за внешним видом домов с серьезными штрафами. В Амстердаме специальные люди маленькими кисточками подкрашивают белые наличники на окнах домов, в некоторых городках Португалии фасады могут быть только белыми, итальянцы снижают налог на недвижимость, если ее крыша покрыта природным камнем...  "Почему в нашем городе нет ни одного судебного иска по незаконному застеклению лоджий?  Это же просто. Есть нарушение, есть квартира, есть судебные приставы. Взыскивать просто, а никто этим не занимается" -  почему это не делается, спросил у архитектора один из читателей.

"Проблема в том, что речь идет даже не о лоджиях или надстройках, а о замене оконных блоков: то белые окна, то красные, круглые окна заменены квадратными и т.д., - попытался объяснить эксперт. - Сейчас действует закон, что окна - принадлежность квартиры, а не дома. В новых районах есть попытки сделать все единообразно, со старым фондом сложнее. Но сейчас ТСЖ действительно стоят насмерть, не дают разрешения ставить какие-то другие оконные блоки,  несмотря на то, что законодательной основы для запретов или штрафов нет. С автором вопроса я полностью согласен, но каких-то законодательных инициатив пока не существует, но эту лодку мы уже раскачиваем, я думаю, удастся это продавить в рамках проекта реновации".

ЗакС возмущен проектом КГИОП о историческом центре Петербурга

Сейчас в Петербурге начинается программа реновации центра города, также в новом градостроительном регламенте будет фигурировать такой термин как диссонирующее здание.

При том, по словам Романова, под это понятие могут попасть даже некоторые памятники архитектуры, например, Адмиралтейство. Термин этот юридически не закреплен и является в своем роде жаргоном. А чтобы снести "некрасивые здания или стеклянные "ящики", городу придется их выкупать.

Интересовала читателей и судьба Обводного канала. Какова перспектива перевоплощения утратившей значение водной артерии в транспортную магистраль? В 1990-е наш собеседник сам участвовал в этом процессе. В Петербург для анализа ситуации были приглашены американцы. Они предсказали, что  один из районов, который может подойти к развитию достаточно плотно и в полной мере, это именно Обводный канал.

"Сейчас оттуда предприятия постепенно выводятся. Судьба Обводного канала хорошая, все будет постепенно заменяться, вся вредность выводиться (эта тенденция по всему городу наблюдается, и она правильная). Этот район будет еще больше развиваться, там есть перспективы экономического развития, - рассказал архитектор. - У нас сейчас все больше заказов на реновацию бывших заводских территорий. В Красном треугольнике рассматриваются даже варианты лофтов - это целый комплекс под охраной. Красный гвоздильщик — тоже, там огромная территория".

Олег Романов вообще очень много говорил о реновации как о спасении Петербурга — она скажет многое, уверен президент Союза Архитекторов.

1. Как стать архитектором
2. Какие требования есть к архитектуре новых домов в спальных районах
3. Есть ли у архитекторов авторские права на работы
4. Что делать, если компания-застройщик, которая обещала "вид на Залив", стоит перед нашим домом новое здание с "видом на Залив"?
5. Избавиться ли Петербург от наружной рекламы

Ответы на эти и другие вопросы читайте в полной версии ОНЛАЙН-конференции с Олегом Романовым.

Все новости из рубрики «Общество»

перейти на полную версию сайта
© Создано ОАО Spbnews, 2003-2024