От Да Винчи до Малевича: десять известнейших картин в Петербурге


© Фото: Instagram / @hermitage_museum

Лоджии Рафаэля, волны Айвазовского, лавки Снейдерса и другие произведения, ради которых приезжают в Северную столицу даже из-за океана – в подборке «Санкт-Петербург.ру».

«Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи

 

В настоящее время в мире насчитывается 14 сохранившихся работ кисти прославленного живописца эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. В Эрмитаже находятся две картины его неоспоримого авторства ‒ «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта», и это огромное богатство.

Выдающийся художник, гуманист, изобретатель, архитектор, ученый, писатель, одним словом, гений ‒ Леонардо да Винчи является краеугольным камнем всего искусства европейского Ренессанса.

Именно он положил традицию масляной живописи (до этого использовалась все больше темпера ‒ смесь натуральных цветных пигментов и яичного желтка), он же зародил треугольную композицию картины, в которую встраивалась Мадонна с младенцем и окружающие их святые и ангелы. 

Где: Главный музейный комплекс, Большой (Старый) Эрмитаж, II этаж, зал 214 ‒ Дворцовая площадь, 2

Когда: понедельник – выходной, вторник, четверг, суббота и воскресенье – с 10:30 до 18:00, среда и пятница – с 10:30 до 21:00

Стоимость посещения: от 300 ло 1020 рублей

Фото: localway.ru

 

«Последний день Помпеи» Карла Брюллова

 

Самая знаменитая картина художника Карла Брюллова, с которого, как считается, началась наша национальная школа живописи, – «Последний день Помпеи». Раскопки в Помпеях начали как раз в то время, когда Брюллов находился на учебе в Италии. Так что многие наброски он рисовал с натуры.

Как потом писал Баратынский: «Стал последний день Помпеи для русской кисти первым днем». Огромное эпическое полотно, написанное Брюлловым за три года, стало символом нарождавшейся русской живописной школы. В стране художника в буквальном смысле носили на руках. А саму картину Николай Первый повесил в Академии Художеств, чтобы начинающие живописцы знали, на что ориентироваться.

После представления картины в Милане в 1833 году Брюллов стал объектом фанатичного поклонения в том числе и в Италии. Когда он шел по улице – прохожие снимали перед ним шляпы, когда заходил в театр – публика вставала. Возле его дома собирались толпы людей, желающие поприветствовать своего кумира. Интересно, что в одном из персонажей картины Брюллов изобразил самого себя, а его приятельница графиня Юлия Самойлова фигурирует на полотне трижды.

Где: Русский музей – Инженерная улица, 4

Когда: полная актуальная информация – по этой ссылке

Стоимость посещения: от 120 до 1000 рублей

Фото: art-portrets.ru

 

«Лавки» Франса Снейдерса

 

Широкоформатные полотна кисти голландского художника во всем великолепии и сочных, колоритных деталях изображают рыбные, мясные и фруктовые лавки. Полотна предназначались для украшения парадной столовой во дворце одного епископа, заказавшего художнику написание данных произведений.

Несмотря на то, что Снейдерс работал в стиле натюрморта ‒ дословно, «мертвой природы», он представил на своих картинах живой, цветущий мир, а также людей, служащих лишь декорациями к изображениям радующих желудок и взор прилавков с аппетитными и соблазнительными овощами, рыбой и дичью.

Где: Главный музейный комплекс, Новый Эрмитаж, II этаж, зал 245 – Дворцовая площадь, 2

Когда: понедельник – выходной, вторник, четверг, суббота и воскресенье – с 10:30 до 18:00, среда и пятница – с 10:30 до 21:00

Стоимость посещения: от 300 ло 1020 рублей

Фото: localway.ru
 

«Завтрак» Диего Веласкеса

 

В Эрмитаже находится ценная, внушительная коллекция испанской живописи. Ценная уже просто потому, что до Наполеона Испания была очень религиозным, замкнутым государством, и картины местных художников почти не продавались за пределы страны.

XVI-XVII столетия ‒ это «золотой век» испанской живописи, и одним из его выдающихся мастеров был Диего Веласкес ‒ придворный художник Филиппа VI. Его «Завтрак» выполнен в типичном для того времени жанре «бодегона» ‒ пара-тройка людей располагается в трактире или кухонном помещении, но основное внимание уделяется натюрморту ‒ еде, столовой утвари, нехитрой посуде.

«Завтрак» Веласкеса удивляет своим визуальным обманом, оптическим эффектом ‒ на первый взгляд кажется, что на картине изображено четверо людей, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что трое. И это все воротник-шалун, парящий в воздухе, словно тайный участник собрания.

Три персонажа, три разных возраста и стол, сервированный на одну персону, едой, имеющей особое значение: гранат ‒ символ воскрешения Христа, хлеб ‒ плоть Его, и моллюски, что опять отсылает нас к образу воскрешения. Мастер королевских портретов и инфант Веласкес умел наделять обыденные, простые вещи и сюжеты определенными знаками.

Где: Главный музейный комплекс, Новый Эрмитаж, II этаж, зал 239 – Дворцовая площадь, 2

Когда: понедельник – выходной, вторник, четверг, суббота и воскресенье – с 10:30 до 18:00, среда и пятница – с 10:30 до 21:00

Стоимость посещения: от 300 ло 1020 рублей

Фото: localway.ru

 

«Трусливый» Казимира Малевича

 

Разумеется, чтобы увидеть одно из самых знаменитых произведений Казимира Малевича «Черный квадрат», нужно ехать в Государственную Третьяковскую галерею, что находится в Москве. Если же вас интересуют иные работы художника-авангардиста Малевича, то нужно идти либо в Русский музей, где представлена обширная коллекция его картин, либо в Музей театрального и музыкального искусства, в котором есть несколько работ мастера, живо демонстрирующих тот же период творчества, когда была написана картина «Черный квадрат».

Так, одна из работ, которые здесь можно увидеть, называется «Трусливый». Этот рисунок Малевич нарисовал в 1913 году. Работа выполнена акварелью и итальянским карандашом и является одним из эскизов к футуристической опере Михаила Матюшина и Алексея Крученых «Победа над солнцем».

Малевич принимал самое активное участие в работе над костюмами и декорациями, и сейчас, когда мы можем знать об этой опере и царившим в то время настроениям и вкусам только по мемуарам современников, эскизы Малевича помогают нам вообразить жизнь, какой она была сто лет назад.

Где: Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства – площадь Островского, 6

Когда: вв зависимости от мероприятия

Стоимость посещения: в зависимости от мероприятия

Фото: k-malevich.ru

 

«Девушка в поле» Казимира Малевича

 

На этом полотне все схематично и пропорционально верно. Если смотреть чисто теоретически, то небо - синее, земля – разноцветная. И сами люди, поскольку произошли из земли, тоже должны быть разноцветными, только не смешиваться с красками земли. Прорисовываются все фигуры, все грани, все краски.

Эксперты отмечают, что через какое-то время начинаешь понимать или точнее, представлять, как могли бы выглядеть девушки. Представлять их лица, их реальные фигуры, их заботы. Раз в поле, значит крестьянки. А раз они в поле значит пришло время сбора урожая.

Используя уникальность фигур, Малевич как бы выстраивал из них человеческие фигуры или конструировал пейзажи. Только при этом использовал всю гамму красок. Этот период его творчества считается самым ярким и наиболее выразительным.

Где: Русский музей – Инженерная улица, 4

Когда: полная актуальная информация – по этой ссылке

Стоимость посещения: от 120 до 1000 рублей

Фото: wikiart.org

 

«Лоджии» Санти Рафаэля

 

Эрмитажная галерея, являющаяся копией галереи из дворца Папы Римского в Ватикане, была расписана по эскизам Рафаэля учениками из его мастерской и воспроизведена в Петербурге по желанию Екатерины II. Украшенные картинами на библейские ветхозаветные и новозаветные сюжеты, своды получили название «Библии Рафаэля».

Вместо изображенного герба Медичи (рода, к которому принадлежал заказчик галереи ‒ Папа Лев X), Екатерина распорядилась поместить на торцовой стене эрмитажной галереи портрет Рафаэля. Стены расписаны причудливыми орнаментами, на которые Рафаэля вдохновили античные росписи, так называемые «гротески» (от слова грот ‒ пещера), украшавшие интерьеры дворца римского императора Нерона, руины которого были найдены под землей в XV веке.

Лучше всего рассматривать росписи с детьми ‒ бесчисленные животные, птицы, рыбы, насекомые, полусказочные античные персонажи и флористические мотивы надолго могут задержать вас у стен галереи.

Где: Главный музейный комплекс, Новый Эрмитаж, II этаж, зал 227 – Дворцовая площадь, 2

Когда: понедельник – выходной, вторник, четверг, суббота и воскресенье – с 10:30 до 18:00, среда и пятница – с 10:30 до 21:00

Стоимость посещения: от 300 ло 1020 рублей

Фото: skyscrapercity.com

 

«Девятый вал» Ивана Айвазовского

 

Одна из самых известных и красивейших картин русского художника-мариниста была написана Иваном Айвазовским в возрасте 33 лет, когда он уже находился на пике своей популярности и на вершине творческого успеха.

Основой для сюжета картины стала легенда, рассказанная Айвазовскому матросами на Черном море. Как гласит легенда, с древних времен среди моряков принято считать, что во время бури самой губительной волной является девятая - самая сокрушительная и не знающая пощады, которая не оставляет живых и одинаково жестока как к животному, так и к человеку.

Услышав эту историю, Айвазовский задумал изобразить на холсте противостояние человека грозной морской стихии, когда он находится на последней стадии борьбы, буквально уже изнемогая от битвы, но еще сохраняя надежду, и с верой глядит на горизонт, где небо будто уже начинает разъясниваться, неся долгожданную пощаду и избавление.

Где: Русский музей – Инженерная улица, 4

Когда: полная актуальная информация – по этой ссылке

Стоимость посещения: от 120 до 1000 рублей

Фото: oboibox.ru

 

«Площадь перед церковью Святой Троицы в Париже» Пьера Ренуара

 

Музей Фаберже, открывшийся во Дворце Нарышкиных-Шуваловых и обладающий не имеющим аналогов собранием русского ювелирного и декоративно-прикладного искусства XIX-XX веков, среди которых можно увидеть императорские пасхальные яйца, созданных фирмой Карла Фаберже, может похвастать не только диковинными ценностями, но и художественными произведениями.

На втором этаже Дворца выставлена картина Пьера Ренуара «Площадь перед церковью Святой Троицы в Париже», написанная им в 1893 году, которая приковывает внимание зрителя своими мягкими мазками по холсту, переливом света и самой атмосферой старого и спокойного Парижа.

Кроме того, на этом же этаже можно встретить картины русских живописцев XIX века: Константина Маковского, Карла Брюллова, Владимира Аммона и Ивана Айвазовского.

Где: Музей Фаберже в Шуваловском дворце – наб. реки Фонтанки, 21

Когда: ежедневно с 10:00 до 20:45

Стоимость посещения: от 200 до 700 рублей

Фото: fiesta.city
Все новости из рубрики «Лучшее в городе»

перейти на полную версию сайта
© Создано ОАО Spbnews, 2003-2024