Дмитрий Морозов: Фармацевтика – жесткий и циничный бизнес, но он дает людям шанс победить болезнь
Дмитрий Морозов, генеральный директор BIOCAD
В беседе с «Санкт-Петербург.ру» генеральный директор биотехнологической компании BIOCAD Дмитрий Морозов рассказал о том, почему крупнейшие фармацевтические корпорации не готовы сотрудничать в создании лекарств против рака, как на рынке появляются новые препараты и почему российские товары имеют большое преимущество перед зарубежными.
Об отечественных производителях
Ментальная модель - «у нас в государстве все плохо» - навязывалась нам долго и осознанно, в том числе и с помощью средств информации, как наших, так и зарубежных. Если убить у человека веру в себя, он ни к чему не будет стремиться. Видимо, кому-то это выгодно.
- В нашей стране все плохо? Это не так. Авиация, машиностроение, сельское хозяйство производят продукцию мирового уровня. Наши препараты по критерию «цена – качество» имеют большое преимущество перед зарубежными. Главное, не лениться и делать. А если сидеть на диване и причитать, что все плохо, – все и будет плохо!

С момента развала Советского Союза прошло 25 лет, ничтожный срок. В Америке через 25 лет после подписания Декларации независимости люди с топорами по улицам бегали. А мы сегодня делаем уникальные самолеты с кевларовыми крыльями, которые не может сделать никто в мире. Наши КамАЗы выигрывают одну гонку за другой. Наше зерно продается не хуже, чем автоматы Калашникова. Работать надо, а не жаловаться на страну.
Фото: newea.org
О шансах
- Планка выхода на фармацевтический рынок очень высока - сотни миллионов долларов. Ее задает Big Pharma (коллегиальное образование, в состав которого входят ведущие мировые производители инновационных препаратов - прим. ред.). Законодательное регулирование, стандарты, испытания, согласования… У небольшой компании, какие бы уникальные разработки она ни вела, нет шансов выйти на этот рынок, если у нее нет денег. Как только появляется положительный результат исследований, их тут же покупают фармацевтические гиганты. Это, кстати, не значит, что препарат будет запущен в производство.
О внешних рынках
- Мы активно выходим на зарубежные рынки и государство нам эффективно помогает. В Эквадоре мы столкнулись с откровенной, жесткой и не честной пропагандистской деятельностью против нашей продукции. Мы обратились в Минэкономразвития России и в МИД. Сотрудники МИДа в Эквадоре решили вопрос в течение двух недель. Похожая ситуация в Бразилии и во Вьетнаме – там нам также помогают представители российского посольства.
О конкуренции
- Сегодня можно встретить массу примеров глобальной международной кооперации - Бозон Хиггса, Международная космическая станция, экспериментальные термоядерные реакторы. Но в лечении рака кооперация невозможна. Здесь работают законы рынка. Лечение людей – абсолютно коммерческая история. Здесь крутятся миллиарды долларов, и никто не заинтересован в кооперации и разделе прибыли. Кооперация заканчивается там, где от фундаментальных и абстрактных исследований переходят к зарабатыванию денег.
О редких видах рака
На сегодняшний день существует порядка двух тысяч разновидностей рака, а корпорации производят лекарства для нескольких десятков самых распространенных.
- Ни одна фармацевтическая компания не будет тратить деньги на разработку препаратов для лечения экзотических видов рака. Это не выгодно. Производители лекарств заинтересованы в создании препаратов, которые будут максимально востребованы и гарантированно принесут прибыль.

Если человек болен каким-то редким видом рака, можно сказать, что ему не повезло больше, чем остальным. Хотя сегодня и эти ниши тоже осваиваются. Но лечение в таком случае будет очень и очень дорогим.
О цинизме
- Фармацевтика – очень прагматичный бизнес, я бы даже сказал - циничный. Как собственно и вся медицина. С одной стороны, фармкомпании зарабатывают деньги на том, что люди болеют. Многим хотелось бы, чтобы разработка препаратов велась на голом энтузиазме, стоили бы они дешево и были доступны каждому. Но это невозможно. Чтобы создать современный и эффективный препарат, нужны деньги. Надо платить исследователям, чтобы они не уехали за рубеж, покупать дорогостоящее оборудование, надо вкладывать в маркетинг, чтобы успешно конкурировать с крупнейшими международными компаниями. Где взять деньги? С продаж. Не будет продаж – не будет новых разработок, новых препаратов, люди будут погибать.

Но деньги нельзя ставить впереди всего, это не более, чем инструмент. Для меня научные и гуманитарные цели всегда впереди возможности заработать.
О Европе и Америке
- Построить бизнес такого уровня за 15 лет ни в Европе, ни в Америке невозможно. В Европе нет ни денег, ни талантливых людей. Все таланты оттуда давно уехали в Штаты или Азию. В Америке много денег и талантов, но запуск технологичного бизнеса - это лотерея с вероятностью выигрыша не больше нескольких процентов. Кроме того, планка выхода на рынок слишком высока. Фармгиганты внимательно следят, чтобы новых игроков на рынке не появлялось.

перейти на полную версию сайта
© Создано ОАО Spbnews, 2003-2024