«Все вузы страны, в том числе и петербургские, обучают своих студентов согласно перечню специальностей, составленному в соответствии с государственным стандартом высшего образования», - пояснили «Санкт-Петербург.ру» в комитете по науке и высшей школе. Благодаря этому у молодых людей есть возможность выбора учебного заведения и возможность получить высшее образование, не уезжая далеко от родного дома. Поэтому в государственных вузах нет таких специальностей, которым обучают только, например, в Петербурге или в Архангельске, и нигде больше. Правда, для нашего города характерна другая особенность. Именно здесь находятся головные вузы России, выпускающие специалистов по многим направлениям. Например, такие университеты, как «Горный», который готовит специалистов для горнодобывающей и нефтяной промышленности всей страны, или «ИТМО», который удерживает лидерство по подготовке IT-специалистов. Список могут продолжить Университет путей сообщения, Академия русского балета имени А. Вагановой, Университет аэрокосмического приборостроения и т. д.
Несмотря на то, что большинство специальностей можно получить фактически в любом российском вузе, «Санкт-Петербург.ру» смог выбрать некоторые интересные и необычные среди тех, что предлагают петербургские университеты. Так, в прошлом году в нашем городе можно было получить образование по следующим специальностям или направлениям:
Строительство уникальных зданий и сооружений
Вузы: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Национальный минерально-сырьевой университет «Горный».
Специалисты занимаются строительством высотных и большепролетных зданий и сооружений, подземных (например, станций метрополитена) и гидротехнических сооружений повышенной ответственности, сооружений тепловой и атомной энергетики, а также - автомагистралей, аэродромов и т. д.
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Инженерно-строительный институт
Кафедра «Строительная механика и строительные конструкции»
2-й курс магистратуры
Валентин Ненашев:
«Одним из главных направлений исследований нашей кафедры, ее спецификой является обследование и реконструкция зданий и сооружений. Меня заинтересовала возможность работы с историческими постройками, с памятниками архитектуры, возможность прикоснуться к истории и исследовать ее через архитектуру.
Обучение мне, безусловно, нравится. Его особенностью в магистратуре является то, что образование перерастает в самообразование. Когда ты занимаешься научной деятельностью, на что магистратура в первую очередь и рассчитана, ты занимаешься ей самостоятельно, преподаватель лишь направляет тебя. Настоящее инженерное образование, комплексный, структурный подход к любым вопросам, умение увидеть в нагромождении деталей единое гармоническое целое – то, чему учат в таком инженерном вузе, как Политех. Главное – хотеть этому научиться, поэтому я считаю, что мое образование пригодится во всех сферах жизнедеятельности, начиная с научной и заканчивая бытовой.
Собираюсь ли я работать по специальности? Так как я склонен к научной деятельности, то я буду стараться остаться именно в этой сфере. Я пробовал работать по специальности, начиная со 2-го курса, но меня это не «цепляет». Конечно, если понадобится, то я буду работать инженером, но на сегодняшний день наука для меня в приоритете".
Нанотехнологии и микросистемная техника
Вузы: Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И.Ульянова (Ленина).
Специалисты данного профиля занимаются исследованием, разработкой и внедрением наукоемких микро- и нанотехнологий на производстве. Количество отраслей, где используются наноматериалы, постоянно растет. Сейчас к ним относятся: медицина, биология, строительная, космическая отрасли и другие.
Материаловедение и технологии материалов
Вузы: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет).
Специалисты занимаются исследованием и разработкой, а также вопросами применения высокоэффективных материалов в разных отраслях, в том числе, в космической, оборонной, энергетической, добывающей, авиационной, автомобильной и других.
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Институт металлургии, машиностроения и транспорта
Кафедра «Физико-химия и технологии микросистемной техники»
2-й курс магистратуры
Глеб Янкевич:
В период моего поступления в Политех были очень популярными слова «нанотехнологии» и «наноматериалы», и мне подсказали, что в СПбПУ как раз есть кафедра с новым высокотехнологичным оборудованием и прекрасными преподавателями, однако предупредили, что обучение требует отличного знания химии, физики и математики. Также практически не было сомнений в том, что после окончания университета я смогу найти работу по специальности, так как инженеры-материаловеды очень востребованы как в России, так и за рубежом.
Если честно, в 11-м классе я плохо представлял себе, что такое наноматериалы и где они могут применяться, но мне казалось, что это может быть интересно. Фактически я подал документы в один вуз и на одну кафедру и не прогадал.
Признаюсь честно, что первые два года обучения мне не очень нравилось: это было связано с обилием общих предметов и плохой определенностью. Однако идеи перевестись на другую кафедру у меня не возникало. Понимание того, чему меня учат и кем я стану, начало приходить в начале третьего курса и полностью сформировалось уже к четвертому.
Интерес в обучении постоянно поддерживался огромным, просто колоссальным по меркам других специальностей, количеством практических работ с «железом», то есть - лабораторных работ. Их максимальное количество за семестр приближалось к пятидесяти. Лабораторные проходили по абсолютно разным предметам: по физхимии, по физике твердого тела, по технологии получения материалов и т.д.
Безусловно, самое интересное в обучении – это открывать для себя что-то новое. За шесть лет обучения, этого «нового» было очень много, но когда смотришь вперед, понимаешь, что там еще больше интересного! А если говорить о конкретике, то, конечно, это лабораторные работы на различных высокотехнологичных и очень дорогих установках.
За время обучения я сформировал для себя физическую картину мира, то есть понимание того, как устроено все вокруг и как это работает. Я считаю, что такое понимание очень важно для современного человека. В процессе учебы я сделал много докладов на разные темы. Навыки оформления презентаций, текстов, а также умение выступать перед публикой, безусловно, поможет в жизни, да и уже помогало не один раз.
Сейчас я заканчиваю 6-й курс (2-й курс магистратуры) и собираюсь идти в аспирантуру. Однако, если что-то поменяется, то, скорее всего, пойду работать по специальности на одно из предприятий нашего города. Сейчас доступно множество вакансий инженеров-технологов на производства. Так что, можно сказать, работа по специальности сейчас у меня в приоритете".
Инноватика
Вузы: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И.Ульянова (Ленина), Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет.
Специалисты занимаются инновационной деятельностью, внедрением инноваций в сфере развития не только конкретных предприятий, но и целых территорий или даже стран, поэтому востребованы во многих сферах.
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И.Ульянова (Ленина)
Факультет Экономики и менеджмента
Кафедра «Инновационный менеджмент»
3-й курс
Евгения Дроздова:
«Мой класс был с физико-математическим уклоном и с уклоном на информатику, поэтому соответствующие выпускные экзамены в школе я и сдавала. На мой выбор специальности повлияла возможность поступить сюда, в частности, с результатами экзамена по информатике. У специальности было очень интересное описание, в котором говорилось, что это не только работа с компьютерами и каким-то физическими установками, но и работа с людьми.
Учиться мне нравится. Очень интересно узнать, что из нас впоследствии получится (улыбается). За время обучения у нас было много интересных предметов, больше всего мне нравились те, которые непосредственно были связаны со специальностью – инноватикой, а также - с экономикой и менеджментом.
Я, конечно, собираюсь работать по специальности. У нас все, в первую очередь, собираются работать по специальности. Ведь развитие страны, да и всего мира строится на инновациях. За этим будущее. И я уверена, что мы сможем внести в него свой большой вклад».
Садоводство
Вузы: Санкт-Петербургский государственный аграрный университет.
Специалисты занимаются оценкой пригодности почв и подбором растений для выращивания на них. Следят за посадкой, уходом за растениями и деревьями, сбором урожая, озеленением территорий и т. д. Также могут заниматься декоративным садоводством и ландшафтным проектированием.
Зоотехния
Вузы: Санкт-Петербургский государственный аграрный университет.
Специалисты занимаются разведением животных, птиц, рыб и даже насекомых, в частности, пчел. Интересно, что в разных регионах страны, как правило, нужны специалисты по разным видам животных.