Подводник: Шведы нашли нашу подлодку во второй раз

Шведские рыбаки на фоне советской подлодки, засевшей на мели
© Фото: www.stena.ee

Отечественная подлодка уже застревала у шведских берегов - в 1981 году. Фоторепортаж тех лет.

Полномасштабная операция по поиску иностранной подводной лодки вооруженными силами Швеции продолжается уже четвертые сутки. Согласно данным скандинавского государства, в его водах находится военно-морское судно, предположительно принадлежащее России. В Минобороны России категорически опровергают такую информацию. О возможном бедствии российской подлодки в ЕС "Санкт-Петербург.ру" побеседовал с офицером ВМФ, капитаном 2-го ранга в запасе. Заодно специалист вспомнил аналогичную ситуацию, когда русские моряки застряли у берегов Швеции. 

"В экстренных ситуациях существуют особые радиосигналы. Скажем, произошла авария с оружием, пожар в отсеке или разглашение военной тайны – командир тут же отдает приказ: отослать радиограмму в СБР-режиме (сверхбыстродействующий). Она уходит в считанные секунды. Обычно это сообщение представляет из себя зашифрованный пакет данных с информацией о проблеме. Команда "выстреливает" и продолжает вести борьбу за живучесть подводной лодки.

Однако есть внештатные ситуации, на случай которых никаких «пакетов» не заготовлено. Может, у них пожар произошел и сгорели все передатчики. В таком случае экипажу придется выходить на открытую связь – через УК-частоты или «морзянку» (азбука Морзе). Поэтому и нельзя воспользоваться засекреченным каналом. Связываются со своими и говорят по-русски. Как же еще?

Нынешняя ситуация у берегов Швеции довольно странная. Сейчас главная задача подводной лодки, если она действительно там есть, уйти из территориальных вод как можно быстрее, чтобы остаться незамеченными. Вообще, это нормальная ситуация для разведки: мы у них плаваем, они – у нас. То же самое с американцами.

Был подобный случай в 1981 году. Наши вылезли на мель на юго-востоке Швеции. По иронии судьбы прямо недалеко от военно-морской базы Карлскруна. Ее потом прозвали «Шведским Комсомольцем» (дизельная подводная лодка №137 – прим.ред.). Скандал был жуткий, многие начальники посыпались со своих мест в итоге. За год-два до инцидента она была на ремонте, а потом вышла в море – для проверки всех систем.

Команда предполагала, что находится посреди Баренцевого моря. У них не работал навигационный комплекс. Свое местоположение не могли определить и по секстанту. Ночью рулевой сигнальщик рапортует: "Слышу лай собак". Ему: "Мальчик, ты совсем? Откуда?" А он: "Вижу огни".

В итоге подлодка села на мель, а тут еще и отлив. Шведы проснулись с утра – а у них советская субмарина. Первыми, кажется, их заметили рыбаки. Потом шведы прислали своего офицера на катере. Он спросил, не нужна ли помощь.

На борту у наших было ядерное оружие, поэтому шведов туда, естественно, не пустили. Все разрешили дипломаты. Лодку сняли с мели, Союз заплатил "штраф" и судно отправили домой".

Фоторепортаж шведских СМИ 1981 года:

  

  

  

 


 

Из сообщения ТАСС от 6 ноября 1981 года:

 

"...В ночь с 27 на 28 октября с.г. советская дизельная подводная лодка №137, совершая обычное учебное плавание в Балтийском море, вследствие выхода из строя навигационных приборов и возникновения в связи с этим ошибок в определении места, в плохую видимость сбилась с курса и села на мель у юго-восточной оконечности Швеции..."

 

В 1988 году экипаж "Шведского Комсомольца" расформировали, а подводную лодку передали на судоразборочную базу в Лиепае для разделки на металл.

      

 

 

 

Все новости из рубрики «Общество»

перейти на полную версию сайта
© Создано ОАО Spbnews, 2003-2024