Машиненгеверы от Калашникова

В недалеком социалистическом прошлом, в самом разгаре "застойных" времен, один зарубежный кинокритик изрек мудрый афоризм: "Если бы у русских не было Гражданской и Великой Отечественной войн, то им совершенно не о чем было бы снимать кино в жанре "экшн"...

В недалеком социалистическом прошлом, в самом разгаре "застойных" времен, один зарубежный кинокритик изрек мудрый афоризм: "Если бы у русских не было Гражданской и Великой Отечественной войн, то им совершенно не о чем было бы снимать кино в жанре "экшн"... Тут мы согласимся "на все сто" - военным кинокартинам с элементами боевика в нашей кинематографии всегда отводились особое место, особый статус и особая роль в патриотическом воспитании народа. Снимали такие фильмы много и многие, талантливо и не особенно. Счет созданных кинолент о Великой Отечественной идет на сотни.

А где война - там, конечно же, оружие, где оружие - там, обычное дело, пальба. Приличные по объему и разнообразию арсеналы "оружия Победы" и захваченных вражеских образцов с многочисленных, разбросанных по всей стране армейских складов перешли на службу "важнейшему из искусств", вовсю продолжая стрелять теперь уже на кино- и телеэкранах: ТТ, "мосинки", "максимы", ППШ и "дегтяри" - по "киношным немцам"; "парабеллумы", МП 38/40, "маузеры" и МГ 34 - по "нашим".

Законы кино суровы, реалистичность имитации жизни и смерти не просто желанна, она, по возможности, просто необходима (и уж особенно в жестких рамках почти забытого ныне соцреализма). Правдоподобность и безукоризненность сцен "огневых контактов" - тем более. Не будем забывать при этом и о такой немаловажной качественной характеристике, неизменно привлекающей потенциального серьезного потребителя культурно-массовой продукции, как зрелищность.
 
Чем, собственно, примечательны в интересующем нас узком "оружейном" смысле киноленты "Антоша Рыбкин", "Разведчики", "Долгие версты войны", "Пятеро с неба", "Тревожный месяц вересень"? В них и еще некоторых очень и очень немногих искушенный зритель, визуально знакомый с "иномарками", то бишь с иностранным стрелковым боевым вооружением 30-40-х гг., к великому своему удовольствию встретится с действительно боеспособными и, несомненно, "настоящими" 7,92-мм германскими едиными пулеметами МГ 34 обр. 1934 г., ведущими огонь сначала боевыми трофейными патронами (фильм "Иван Никулин - русский матрос", 1945 г.), а затем патронами холостыми, без пуль, с завальцованными "звездочкой" дульцами гильз немецкого или чешского производства.

Такие патроны применялись немцами в годы войны главным образом для метания гранат из 30-мм нарезных мортирок пехотных ружейных гранатометов Gw.Gr.Ger.42, надеваемых на дульную часть стволов винтовок и карабинов системы "Маузер". Причины отказа от использования боевых патронов на съемочных площадках, думается, вполне ясны и очевидны...

Но поговорим о пулеметах. Заметно укороченные по сравнению с боевыми холостые патроны набивались в 50-зарядные металлические ленты и отлично укладывались, полностью скрываясь от глаз придирчивого критика, в барабанные коробки, крепящиеся защелкой с левой стороны пулеметного короба, у самого приемника. В дульное устройство пулемета вставлялась втулка с очень маленьким отверстием для обеспечения работы автоматики при стрельбе холостыми патронами. А слева к нижней части приемника намертво крепилась специальная пластина-отсекатель, не пропускавшая ленту с более длинными боевыми патронами, что делало стрельбу ими невозможной. Как говорится, защита "от дурака". Чисто на экране же создавалось устойчивое впечатление ведения огня по-настоящему, боевыми, конечно, если не обращать пристального внимания на длинный, бьющий далеко вперед и в стороны мощный форс дульного пламени.



Следует добавить, что, кроме вышеназванных холостых винтовочно-пулеметных патронов с маркировками самых разных фирм - германских Polte-Werke в Магдебурге и Грюнеберге, Metallwarenfabrik Treuenbrietzen GmbH в Зельтерхофе, чешских ZB в Поважска Быстрице, Sellier & Bellot в Праге, - с первого же мимолетного взгляда однозначно отличных от боевых "маузеровских" патронов 7,92х57 мм, на санкт-петербургском "Ленфильме" мне довелось видеть так называемые Platzpatrone 33.

Это старенькие патроны немецкого производства для холостой стрельбы с деревянной, окрашенной в тускло-красный или красно-фиолетовый цвет, пустотелой тупоконечной легкой пулей длиной 31 мм и обычной стальной, покрытой зеленоватым лаком, гильзой. Скорее всего, именно эти «почти холостые» патроны гораздо лучше других обеспечили бы наиболее эффективную имитацию боевых стрельб из МГ-34, с гораздо меньшим процентом возникающих из-за утыкания коротких патронов при прямом досылании из ленты отказов. Естественно, при одном важнейшем условии - обязательном соблюдении стрелком-пулеметчиком некоторых специфических норм и правил техники безопасности, ведь далеко небезобидные мелкие осколки разрушающейся при стрельбе деревянной пули разлетаются на расстояния до двух с половиной десятков метров. Достаточно прилично, не так ли?

Но, о главном. Основная, действительно актуальная загвоздка в эксплуатации иностранных "пулеметных киногероев" крылась, как показала жизнь, совсем в другом. Беда пришла, откуда не ждали. Если в первые послевоенные годы у нас больших сложностей и напрягов с немецким оружием и боекомплектом к нему не возникало, то к концу 70-х-началу 80-х гг. активные старания целой армии режиссеров-баталистов совместно с трудовым усердием не одного поколения художников-пиротехников привели к весьма плачевной ситуации - немецкие пулеметы остались практически без боепитания. Ленты снаряжать стало нечем, запасы маузеровских винтовочно-пулеметных патронов калибра 7,92 мм на базах киностудий и военных складах министерства обороны почти иссякли.

Стоимость "безвозвратного проката" их стремительно росла с каждым годом. Что делать? Таким насущным вопросом в духе Чернышевского задались пиротехники столичного "Мосфильма". Адаптировать немецкие ручные пулеметы к отечественным патронам? Так, например, поступили с   магазинными   карабинами "Маузер" 98К, приспособив их под 7,62-мм холостой промежуточный патрон обр. 1943 г. путем вставки в патронник ствола специального вкладыша и проведения незначительных доработок чашечки затвора и магазинной коробки. Но это достаточно трудоемкое и, как оказалось... малоэффективное занятие.

Добиться безотказной работы, основанной на отдаче ствола с коротким ходом автоматики охолощенного пулемета, в этом случае вряд ли удалось бы: всю внешнюю жизнерадостность ситуации сильно портило ленточное питание и ползунковый подающий механизм, приводимый в действие поступательным перемещением остова затвора при выстреле. Система эта довольно капризная даже для штатных боеприпасов, что же говорить об уменьшенных и поэтому более слабых автоматных? Тут требовался иной, творческий подход. И он в конце концов был найден: где-то во второй половине 70-х гг. под немецкий МГ 34 решено было "закамуфлировать" единый пулемет ПКМ. Тем более, что подобные превращения и случаи выведения оружейных гибридов в практике нашего кино к тому времени уже встречались. К примеру, в снятом в 1969 г. на Одесской киностудии фильме "Белый взрыв" вместо реальных МГ 34 (естественно, лишь в сценах ведения огня) использовались... ручные пулеметы Дегтярева ДП-27. На их тонких стволах закреплялись перфорированные цилиндрические кожухи немецких пулеметов с характерными надульниками и присоединенными двуногими сошками. Операторам оставалось только очень аккуратно (не дай бог, в кадр попадет диск "дегтяря") крупным планом снять фрагменты дульной части стреляющих "симбиозов" - и дело в шляпе, то есть, конечно же, на пленке.

А в другом нашем небезызвестном "психологическом боевике" - "Проверка на дорогах" - роль германского пулемета МГ 42 безотказно и ярко сыграл уже пулемет Калашникова ПК с простенько, на скорую руку, сооруженной бутафорией угловатого ствольного кожуха с рядами охлаждающих окон-вырезов с обеих сторон и опять же для маскировки замотанным чем-то напоминающим изоленту штатным деревянным прикладом.



Но оказалось, что превратить ПК (или ПКМ ) в МГ 34 можно еще легче, еще проще, еще дешевле. Как это происходило? Разрезанный фрезой снизу вдоль массивный кожух ствола МГ 34 в сборе с надульником, складывающейся сошкой и откидными прицельными приспособлениями водружался на ствол ПКМа со спиленным основанием мушки и навинченной на резьбу дульной части вместо пламегасителя втулкой для холостой стрельбы и крепился болтами к его коробу.

Штатные "пэкаэмовские" сошки на газовой трубке, разумеется, снимались. В продольные пазы основания приемника пулемета вставлялась специальная рамка для стрельбы холостыми патронами. Ставший ненужным секторный прицел на крышке пулемета Калашникова также удалялся, демонтировался и контурный, со сквозным вырезом, приклад - на его место устанавливали на особом длинном трубчатом переходнике "родной" деревянный или бакелитовый плечевой упор немецкого образца. Для фиксации шарнирных, с изменяемым раствором "ног" (наподобие циркуля), к ним пришлось "добавить" пружинный откидной хомутик-застежку.



Ствольную коробку пулемета и заднюю часть кожуха украсили клейма СХП - "стрельба холостыми патронами". И все дела - "Калашников" элементарно становился "дублером" МГ 34. Насколько точно он воспроизводил оригинал - это другой вопрос. Решающим фактором стала, как водится, не историческая правда, а скорее, более "приземленная" технико-экономическая сторона проблемы.
Патронный вопрос навсегда снимался с повестки дня, благо состоящие поныне на вооружении Российской армии холостые винтовочно-пулеметные патроны (в обиходе и просторечии частенько попросту именуемые "трешечными" или мосинскими "гвоздями") никогда не были, и, наверное, еще долго не будут дефицитом.
 
Фальшивые немецкие ручные пулеметы "а-ля МГ 34" очень быстро снискали нешуточную популярность - они исправно и фактически неизменно работали на кинематографическое искусство практически во всех последних советских фильмах о войне - "Батальоны просят огня", "Без права на провал", "Ангелы смерти", "Гу-га", "Подснежники и эдельвейсы" ("Арменфильм", 1979), "Акция" ("Мосфильм", 1987). Правда, были и исключения -"настоящие" немецкие МГ 34 время от времени продолжали красиво и щедро стрелять на цветном киноэкране, как, например, в лентах украинской Киностудии имени Довженко "Дачная поездка сержанта Цыбули" (1980) или "Мерседес" уходит от погони" (1986). Но это, без преувеличения, сегодня непозволительно большая роскошь. Место немецких МГ 34 прочно заняли "калашниковские переделки". Эти "горбатые" пулеметы в кино можно без особого труда разглядеть на технике, выдаваемой за немецкую - они устанавливались в колясках мотоциклов, на разнообразных БТРах и автомобилях. А в одной из серий грандиозной эпопеи "Государственная граница" лже-МГ 34 умудрились даже каким-то неведомым образом закрепить (при этом сильно сместив на зад по сравнению с "правильным" положением оригинала) на настоящем немецком станке-треноге образца 1934 г. Нельзя сказать, что получилось очень удачно - со стороны смотрелось это, мягко говоря, странно и неуклюже. Но кого это волнует?



Пусть в глаза назойливо бросается излишне крупный короб пулемета, ярко-оранжевая пластиковая "калашниковская" рукоятка управления огнем, нескрываемая кожухом трубка газовой камеры под стволом, зеленая патронная коробка со 100-зарядной лентой, примыкаемая порой по инерции и незнанию к коробу снизу. Пусть... Зато эти симпатичные "машиненгеверы" без единой задержки шумно "пережевывают" длинные патронные ленты, весело выбрасывая в клубах порохового дыма стреляные гильзы и смачно выплевывая из воронкообразных пламегасителей полуметровые факелы горящих пороховых газов - надо признать, о-о-очень эффектное зрелище.

А что еще нужно кинематографистам, создающим свои "шедевры" в таком любимом и почитаемом многими жанре, как "боевик по-советски"?


Павел Столяров
Журнал "Оружие", №8, 2002

 
Tag: Пакгауз_Оружие_в_кино_Отечественное_кино
Обсуди статью на форуме
По теме
Все новости из рубрики «Арсенал»

перейти на полную версию сайта
© Создано ОАО Spbnews, 2003-2024